Акция Архив

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

«Северная звезда»-2024

«Северная звезда»-2024

3 марта стартовал молодежный конкурс журнала «Север» «Северная звезда»-2024

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


Олег Мошников - И все-таки речь о любви…

perekr Moshnikov
19.07.2012

Я знаю творчество карельской писательницы Натальи Силаковой (псевдоним Наталья Стомонахова) не понаслышке. Читал ее рассказы в газетах «Лицей», «Кодима», на страницах журнала «Север». Мой интерес к публикациям Натальи подогревало то, что мы с ней являемся представителями одной северной национальности – вепсы, и не раз встречались в редакции вепсской газеты «Кодима», на многих национальных мероприятиях. Искренне радовался выходу книги рассказов моей землячки «Зачем звезды на землю?». И вот – передо мной  первый вепсский детектив, опубликованный в журнале «Север» №7-8 за 2012 год, – повесть Натальи Стомонаховой «Провинциальный контрданс».

Завязка детективного сюжета – журналистское расследование героини  повести Киры Разумовой, которая пытается добиться справедливости в нечестном распределении квартир среди воспитанников детдомов. И далее – все по канонам детективно-приключенческого жанра, где есть место проворовавшимся чиновникам,  однобокому правосудию, громким преступлениям и даже искателям сокровищ. Коллизии повести происходят в провинциальном городке и его предместьях, на фоне суровой карельской природы – с таинственными лесами, скалами и трясинами –  где сохранились еще полуразвалившиеся дзоты и бункеры времен Второй мировой войны, хранящие тайны не менее значимые, чем клад сокрытый в пещере из книги Марка Твена  «Приключения Тома Сойера». События повести разворачиваются стремительно, одно происшествие подталкивает другое. Но есть еще одно обстоятельство, что подкупает читателя, заставляет перелистывать новую страницу – это бойкий, пронизанный юмором язык повествования. Не все писательницы-детективщицы им владеют. Язык повести, вложенный в уста, мысли, поступки героини, ярко и точно раскрывают ее смешливый, неунывающий, отзывчивый характер. Язык, по моему мнению, – главная составляющая успеха новой прозы Натальи. В такой легкой, игривой и, вместе с тем, мудрой манере пишет свои вещи другой карельский прозаик – Раиса Мустонен. И это еще раз подчеркивает карельский колорит, творческую преемственность, своеобразие выписанных характеров, жизнелюбие героев, и влюбленность в них автора – Натальи Стомонаховой. Все «кровавые» преступления, совершенные по мере раскрутки детективного сюжета, на деле оказываются – ложной тревогой или сделанной на скорую руку обманкой. Отсюда, по всей видимости, и подзаголовок повести – «детектив на скорую руку».

И все-таки повесть Натальи Стомонаховой – о любви, поисках настоящего ответного чувства, в какую бы сумятицу не погружала нас жизнь. На примере Киры Разумовой автор убеждает читателя, что любовь преодолеет любые преграды, поможет справиться с любыми жизненными ситуациями. Кира при странных обстоятельствах встречает симпатию своей юности – Алексея Грачева. И никакие смутные душевные терзания, людская молва, сомнительное прошлое и не менее сомнительное настоящее любимого человека – не отделяют, а только делают еще более желанным их первый поцелуй. Любимый человек – не может быть плохим человеком. Зло, прячущееся за благой личиной, – получит по заслугам. Добро, оклеветанное злом, – вскоре восторжествует. Любовь – все расставит по своим местам. Но найти любовь бывает сложней, чем разыскать спрятанный клад или присвоенные конторой деньги. Ищу человека – этот негласный девиз «провинциального детектива» вполне мог бы быть его третьим подзаголовком. И мне хочется закончить свою небольшую рецензию на повесть Натальи Силаковой (Стомонаховой) словами одной из ее героинь – бабушки Киры – Инессы Вадимовны: «Парами надо ходить – как в контрдансе!».

Олег Мошников,

член Союза писателей России