Акция Архив

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 09-10, стр. 218

Из истории собрания музея изобразительных искусств Карелии

Наталья ВАВИЛОВА, ИСТОКИ


Когда мы говорим о незнакомом музее, нам почему-то важно сначала увидеть этот музей, представить здание, в котором он располагается, а потом уже углубиться в тайну тайн – его сокровища.

Может быть, это случайно, а может, и закономерно, ведь музей – это прежде всего дом, где живут экспонаты, со временем, дополняя друг друга, они становятся единым целым.

В историческом центре Петрозаводска, на бывшей Соборной площади, в одном из старинных каменных особняков расположился Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Этому старинному зданию – памятнику архитектуры XVIII века – выпала счастливая судьба на протяжении двух столетий выполнять благородную миссию просветительства. Прежде в нем находились Народное училище, Олонецкая губернская мужская гимназия, Публичная библиотека, Дворец пионеров и училище культуры.

Среди выпускников Олонецкой мужской гимназии мы встречаем немало выдающихся людей, составивших славу русской отечественной истории, просвещения и культуры: В.Г.Бенедиктова – известного русского поэта, современника А.С.Пушкина; В.А. Дашкова – церемониймейстера Двора Его Императорского Величества, директора Московского публичного и Румянцевского музеев; В.Д. Поленова – прославленного мастера русской живописи; Ф.Ф. Фортунатова – крупнейшего ученого-языковеда, основоположника московской лингвистической школы, и многих других. Имена В.Д. Поленова и Ф.Ф.Фортунатова увековечены на мемориальных досках, установленных на здании музея.

К списку известных людей, учившихся в Петрозаводской гимназии, можно добавить имена популярного актера Александрийского театра в Петербурге Н.Н. Ходотова; выдающегося ученого геолога-петрографа, исследователя недр Карелии В.М. Тимофеева; кандидата богословия Н.К.Чукова, принявшего в монашестве имя Григория и ставшего митрополитом Ленинградским и Новгородским; иллюстратора русских былин и автора портретов олонецких сказителей М.В.Ушакова-Поскочина.

Имена этих и других выпускников способствовали известности и популярности губернской гимназии.

Не единожды она была осчастливлена визитами высочайших царских особ. В 1819 году ее посетил государь Александр I, в 1858 году – император Александр II, в 1863 году – цесаревич Николай Александрович в сопровождении генерал-адъютанта графа Строганова и выдающегося русского художника А. Боголюбова. Сохранились интересные архивные документы, свидетельствующие об этих визитах, где дается высокая оценка просветительской деятельности гимназии и роли наставников в воспитании гимназистов.

История здания, которое любовно называют Домом на площади, тесно переплелась с судьбами многих фамилий и семей Петрозаводска.

Символично, что именно в этом хранящем память о прошлом здании, где царит особая духовная атмосфера, позволяющая вести диалог с вечностью, был открыт в 1960 году Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Годы становления музея, впрочем, как и других музеев, были непростыми. Практически нужно было создавать музей с нуля.

Основу музея составили художественные коллекции, переданные из Карельского государственного историко-краеведческого музея – старейшего музея республики, который, не имея художественного отдела, долгое время просто хранил, объединив под своим началом коллекции Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея, епархиального древлехранилища. Это собрание постоянно пополнялось произведениями народного прикладного искусства и древней живописи, собранными на территории Карелии в 1920–30-е годы, и работами, поступившими в 1928 году из Государственного музейного фонда. Музей хранил также произведения, приобретенные у карельских художников, приезжих мастеров, частных коллекционеров.

В 1945 году собрание пополнили возвращенные из Финляндии около тысячи икон, вывезенных финнами в годы войны из Заонежья. Коллекция икон находилась в аварийном состоянии и нуждалась в специальных условиях хранения и реставрации. Это в значительной степени способствовало скорейшему открытию в Петрозаводске художественного музея. Поэтому с первых же дней музей становится центром собирания, хранения, реставрации и изучения древнерусской живописи.

За пять десятилетий в результате повседневной кропотливой работы музей стал обладателем подлинных сокровищ. В дальнейшем фонды музея пополнялись путем безвозмездной передачи произведений из Государственного Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, запасников Министерства культуры СССР и РСФСР; работы приобретались у художников, частных коллекционеров, собирались экспедициями, поступали в дар.

Сегодня собрание Музея изобразительных искусств РК насчитывает около 16 тысяч единиц хранения. Оно состоит из шести основных разделов: иконопись Карелии XV – XIX веков; декоративно-прикладное и народное искусство; русское искусство XVIII – начала XX веков; современное отечественное искусство ХХ в.; современное искусство Карелии; зарубежное искусство.

Вполне понятно, что состав коллекций имеет первостепенное значение для характеристики музея, для определения его «лица». Уже одно это краткое перечисление показывает, какой многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в музее. В одном ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев, уникальные предметы художественного текстиля (вышивка и ткачество), русского дореволюционного искусства (фарфор и фаянс), скульптура и филигранно тонкие ювелирные изделия, графические листы XVIII – XIX столетий, памятники древности и современности. Такое многообразие коллекций помогает понять и изучить нашу историю в ее художественных изображениях, сохранить уважение к тысячелетним достижениям культуры и искусства разных стран и разных народов.

Наиболее значительной по количеству экспонатов и значимой по высокому художественному уровню произведений является коллекция древнерусской живописи Карелии XV – XIX веков. Это уникальное собрание, имеющее мировое значение и привлекающее к себе пристальное внимание любителей и профессионалов, ученых и исследователей, является гордостью музея. Коллекция насчитывает более 2500 памятников. За этой цифрой стоит неутомимая деятельность не одного поколения собирателей, художников-реставраторов, исследователей, энтузиастов, усилиями которых собран богатейший художественный материал, позволяющий говорить о существовании в Карелии в средние века богатого и самобытного искусства, народного в своей основе.

Коллекция народного искусства – это около 2000 произведений (народный костюм, вышивка, ткачество, резьба, роспись по дереву и др.) – дает представление о национальном своеобразии народного искусства Русского Севера, отражает особенности, характерные для разных историко-культурных и этнографических регионов Карелии. Во многих произведениях северных мастеров, когда-то украшавших крестьянский быт, оживают традиции древней народной художественной культуры края.

Почти все произведения, представленные в этой коллекции, собраны многочисленными экспедициями музея и созданы в период XIX – начала XX века, часть экспонатов выполнена в 1920 – 30-е годы и в послевоенное время.

Коллекция русского искусства в собрании музея составляет небольшой раздел, насчитывающий около 400 произведений. Среди них замечательные полотна всемирно известных художников Ф. Рокотова, И.Айвазовского, А. Боголюбова, И. Крамского, И. Репина, В.Поленова, К. Коровина, А. Бенуа, И. Браза, А. Рылова, В. Бялыницкого-Бируля и др.

Основу коллекции составляют произведения, приобретенные в 1960 году закупочной комиссией ГРМ у частных коллекционеров Ленинграда, и работы, переданные из краеведческого музея, среди которых оказались предметы из Аничкова дворца Санкт-Петербурга.

В 1970-е годы коллекцию русского искусства пополнили работы, безвозмездно переданные из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи.

Живописный раздел наиболее интересно отражает особенности развития портрета 2-й половины XVIII века, а также русского реалистического пейзажа XIX века (И. Шишкин, И. Левитан, В.Поленов, К.Коровин, С. Жуковский и др.). Интересно представлено творчество мастеров конца XIX – XX веков А. Бенуа, И.Браза, Е. Лансере, 3.Серебряковой и др. Определенное своеобразие этой небольшой коллекции придают северные пейзажи, а также произведения, раскрывающие образ основателя Петрозаводска – Петра I.

Самостоятельный и весьма значительный раздел в собрании составляет коллекция отечественного искусства XX века. Она включает произведения, созданные в 1920–2000-е годы мастерами Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга) и других художественных центров страны. Коллекция современного искусства начала формироваться с первых лет работы музея. Среди авторов работ – имена широко признанных живописцев: П. Кончаловского, В.Рождественского, А.Моисеенко, Н. Нестеровой, А. Ситниковой, Н.Орлова; гравюры, рисунки, акварели классиков графического искусства А. Билля, А. Гончарова, М. Пикова, И. Голицына, А. Фонвизина, Г.Верейского, Д. Дарана, а также работы крупнейших мастеров скульптуры С. Коненкова, С.Лебедевой, Б. Сандомирской, М.Рындзюнской, Д.Цаплина, М.Вайнмана...

Особое место в коллекции занимают работы, отражающие тему Севера, Карелии. Природа Севера строгая и величественная, тихая и задумчивая, покоряющая тишиной и красотой светозарных белых ночей, издавна влекла к себе художников. Каждый, кто приезжает в эти места, стремится открыть свой Север. В коллекции представлены произведения мастеров, побывавших в Карелии в 1920–1930-е годы (М. Цыбасов, В.Рождественский, Ю.Васнецов, Н. Костров и др.) и в более позднее время. Сдержанно суровы произведения А.Еремина, Б. Корнеева, Г.Френца; лиричны и проникновенны пейзажи Н.Ромадина, Ю.Подлясского, Е. Расторгуева, Б. Шаманова; наполнены драматизмом, философскими раздумьями о судьбах Русского Севера картины Я.Крестовского, А. Пантелеева, Н. Андронова.

Наиболее полно в коллекции представлено творчество художников «Группы одиннадцати», определявших в 1960–80-е годы развитие ленинградской школы живописи: 3. Аршакуни, В. Ватенина, Г. Егошина, Я.Крестовского, В. Тюленева, Л. Ткаченко, Б.Шаманова и других.

Гордостью музея являются работы Михаила Цыбасова, Алисы Порет, Павла Кондратьева, Татьяны Глебовой – самобытных художников, чье творчество формировалось в 1920–30-е годы. Интерес петрозаводского музея к этим именам не случаен: они были известны в Карелии как иллюстраторы первого советского издания эпоса «Калевала», осуществленного издательством «Academia» в 1933 году.

Музеем собрана уникальная коллекция, посвященная «Калевале», это и станковые работы (живопись, графика), и рисунки, и иллюстрации к многочисленным изданиям. В собрании музея представлены все карельские художники, когда-либо обращавшиеся к «Калевале».

Богата и разнообразна история изобразительного искусства современной Карелии. Она нашла отражение в коллекции работ, созданных карельскими художниками нескольких поколений. Нигде творчество С. Юнтунена, Л. Ланкинена, Г. Стронка, Б. Поморцева, Е. Пеховой, В.Чекмасова, Т. Юфа не представлено так полно, как в собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелия.

Эта коллекция является не только основополагающей в собрании музея, но и предметом глубокого научного изучения. Несмотря на финансовые сложности, мы стараемся постоянно пополнять эту коллекцию, в том числе и за счет организации тематических и персональных выставок карельских художников.

Немногочисленной в собрании является коллекция зарубежного искусства. Ее формирование началось с нескольких произведений старых мастеров  фламандской,  голландской  и  французской школ живописи, поступивших в 1960 году из краеведческого музея. Позже ее пополнили полотна, переданные из Эрмитажа и Русского музея. В частных коллекциях Ленинграда музеем были приобретены произведения финских художников В. Бломстедта и А. Эдельфельта. Наряду с живописью эта коллекция включает скульптуру, произведения графики и миниатюры, выполненные на эмали.

В последнее время, когда заметно активней стали связи музея с зарубежными странами, этот фонд значительно увеличился за счет даров с выставок, состоявшихся в залах музея: Вяйне Роувинен, Кари Сёдё и Юрки Поуссу (Финляндия), Дениз Уайли, Кэтрин Джонсон (Великобритания), Антони Миро (Испания), Айвон Робертсон (Австралия).

Перешагнув свой 50-летний рубеж, накопив большой опыт научно-исследовательской, проектной и культурно-образовательной деятельности, музей продолжает совершенствовать свою работу и завершает создание новой концепции, рассчитанной на период 2013–2018 гг., в которой важное место занимает предоставление широкого спектра услуг населению, приобщение к изобразительному искусству жителей республики, дальнейшее комплектование фондов, активная научно-исследовательская и выставочная деятельность, сотрудничество с местным сообществом, привлечение посетителей и партнеров, знакомство наших зрителей с самыми яркими явлениями в изобразительном искусстве.

И сегодня музей верен своей миссии: активно содействовать духовному развитию общества, обогащать внутренний мир человека, быть привлекательным местом для познания и отдыха.

Назад