Акция Архив

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 09-10, стр. 239

Перекликаясь с великими

Александр ВОРОНИН, Книжная полка


 

Александр ВОРОНИН

Петрозаводск

 

ПЕРЕКЛИКАЯСЬ С ВЕЛИКИМИ

Новый сборник стихов Георгия Чернобровкина «Осенние письма» заслуживает самого пристального внимания. Как простых любителей поэзии, так и специалистов. Это умная, тонкая, полная поэзии книга. Той поэзии, которой нас учат большие поэты всех времен и народов. С некоторыми из них автор постоянно перекликается. При этом наибольшее внимание традиционно для себя уделяет Осипу Мандельштаму. Например, всем известный «список кораблей» встречается в книге дважды:

 

Что в мире этом времени сильней?

Любовь и свет. Вычитывая небо

по облакам, как список кораблей,

плыви в него и большего не требуй…

 

и

 

был одинок, и список кораблей

над виноцветным морем не читали

мне ласточки…

 

В книжке даже есть соответствующие этой перекличке главы – «Палимпсест» и Антологическая песнь «Орешник». Антологический, значит, в духе античной лирики.

А палимпсест – это рукопись на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста. Следовательно, таким названием Чернобровкин предупреждает читателя, что как бы какие-то слова прежних текстов не стерлись в процессе чистки и стали неотъемлемой частью текстов нынешних. А какие слова? Чьё авторство? Интересный ребус ожидает читателя.

 

…я никогда не слышал аонид,

не находил потерянной подковы,

не видел «Федры», но зачем висит

пчела тягуче над струей медовой.

 

или

 

Здравствуй, Иосиф. Мне странно,

                                                 что я все живу,

тку свою глупую пряжу, тебя вспоминаю.

Комната, рукопись, книги… Вчера тишину

прялкой пугала. Ты знаешь, я стала иная:

время, дружок мой. Опять это чёртово время…

 

«Опять это чёртово время». Действительно, опять. Потому что время – вольно или невольно оказалось сквозной темой книги Георгия Чернобровкина. И непосредственно как форма существования материи, то есть прямой объект, на котором сосредоточено внимание автора («Бег времени, увы, неумолим…»). И атрибуты времени, скажем так, локального, меняющего эпохи, времена года, вечер на ночь, а ночь – на утро  («Наносит время нам на лица грим…», «В этом времени все перемолото…»).

Склонен считать, что «время» стало если не главным героем, то серым кардиналом книги не по задумке автора, а невольно – по органичной логике его поэтического мироощущения. А оно – созерцательное, мудрое, философское. Не оттого ли всё, чего касается перо поэта, подается читателю в мягкой, доверительной, завораживающей манере? Что-то вроде волшебного бормотания.

 

Что мне рассказать о зиме, что сегодня пришла?

О белой, хрустящей, звенящей, такой настоящей,

на всех языках и со всеми людьми говорящей?

О милой подруге, не узнанной мною пока?

 

По первому снегу

                (по первому! можешь представить?!)

иду невесомо, почти не касаясь земли.

И хочется небо в багетную рамочку вставить,

хотя бы кусочек, вон тот, где летят снегири.

………………….

Чернобровкин Георгий

Осенние письма: стихи

Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 152 с.

ISBN 978-5-8021-1901-3

 

Назад