Акция Архив

«Северная звезда – 2025»

«Северная звезда – 2025»

Стартовал молодежный конкурс «Северная звезда – 2025»

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2024 год стали Филипп Резников (г. Москва), Ольга Гусева (г. Петрозаводск), Татьяна Ушакова (г. Петрозаводск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


Года - поэзией живут!

перекр Мошников 1.JPG
10.12.2012

О книгах стихов, вышедших в 2010-2012 гг., из-под пера писателей - членов Карельского отделения Союза писателей России

Книга «Навечерие» Александра Валентика вышла в Петрозаводске в 2011 г. - навечере жизни, навечере жизненного опыта - времени раздумий. Все чем живет страна, что пережил автор за свою большую жизнь, что тревожит неравнодушного человека, его тихие радости – все может найти читатель в этой книге. Об этом говорят стихотворения «Старая баржа», «Снег 45-го», «И вспомнишь родные края», «Шестидесятники», «Снова весна …и голодное солнце», «Кротость беспечного лета». Емко и проникновенно звучат строки из стихотворения «Неужто жизнь прошла?»: «Всё, чем мы жили, что было в чести,/ радости все и печали -/ где-то у бога в туманной горсти/ в горней прощающей дали…»

Сборник стихов поэта Александра Васильева «Имени твоему» вышел в Петрозаводске в 2011 г. Для Васильева характерно острое чувство родины, сопричастность болям и радостям родного края. Победы и поражения России, ее чаянья и тревоги проходят через сердце поэта: «Пусть воскресение покамест неготово,/ Мы молимся в безвестности ночи:/ «Россия, Русь! Твое Святое Слово/ Призывом и набатом да звучит!». Истоки творчества Васильев ищет и в детстве, прошедшем на берегу Онего: «О родине мы любим говорить./ Так с другом говорил и я. В надежде/ когда-нибудь уехать в Заонежье,/ быть может, чтобы детство повторить». «Все его стихи, вся его натура – исповедь любви», - говорил о поэзии Александра Васильева поэт Владимир Судаков, отмечая сбивчивый, как при волнении, ритмический рисунок, энергию и горечь раскаяния, открытость души: «И сквозь гранит, и через кровь/ Из-под могильных плит/ Скажу: «Да здравствует любовь!/ И пусть душа болит…»

Совсем недавно, можно сказать с пылу с жару из типографии – вышла книга стихов Елены Пиетиляйнен «Ниточка вечности» - издательство «Книжный дом» Санкт-Петербург. К Елене не подходит понятие поэтесса. Стихи автора сборника по-мужски точны и емки, по-женски нежны и мудры, по-человечески откровенны. Елена Пиетиляйнен заслуженно носит звание поэт. О красоте и многообразии жизни говорят строки поэта Елены Пиетиляйнен: «Сердце вынесу на стужу./ Далеко до солнца. Рано/ Ждать тепла. Звенит и кружит». «Я смерти не боюсь ведь нет ее,/ Пока горит негаснущее слово,\ и сердце балансирует мое/ На хрупкой грани доброго и злого». «В кронах измятых и рваных,\ Будто слепым палачом,\ Кленов саднящие раны\ вспороты острым лучом». «Еще мерцает Божия искра,\ Слова набухли, как весною почки.\ И даже там, где высохла кора,/ Язык зеленый высунут листочки».

Характеризуя творческую особенность поэта Пиетиляйнен, Константин Гнетнев отметил, что у нее нет старых стихов. Бывают, что стихи поэтов устаревают, если толчком к их написанию послужили внешние факторы. У Елены стихи всегда являются результатом сильного внутреннего напряжения. Они о тех чувствах, которые люди испытывают всегда, в любую эпоху, и поэтому они вечны.

В этом же году увидела свет детская книжка Елены Пиетиляйнен «Кто живет в лесу и в доме?» Прекрасно иллюстрированная книжка-угадайка, книжка-игра для малышей.

Мало кому повезло издать две полновесные поэтические книги за два года – писателю Дмитрию Свинцову повезло. Новые книги стихов талантливого яркого автора Дмитрия Свинцова «Chelovek.ru.» – Санкт-Петербург, 2011; и «Еще один день» – Петрозаводск, 2012) – всегда радость и повод поразмышлять о творчестве поэта.

Дмитрий Свинцов, как пишет в своем отклике поэтесса Наталья Лайдинен, прежде всего глубокий, тонко чувствующий движения души и пространства лирик. Его поэзия отзывается на красоту окружающего мира, человеческие эмоции, круговорот природы и времени. Все его творчество пронизано акварельным лиризмом, который в северных широтах становится еще более пронзительным, драматичным, глубоким.

В книге "Еще один день" представлены стихотворения разного времени, у большей части из них нет дат. Поэт живет во вневременном пространстве, где прошлое и настоящее пластичны и подвижны, они плавно перетекают в вечность, а над дачными незатейливыми пейзажами вдруг раскрываются облака и является «качнув головою седою, Саваоф…».

О таинстве родства и притягательности старых фотографий пишет поэт в стихотворении, посвященных родителям: «В каждой семье дорог снимок один –/ тот, на котором им жить молодым:/ в стареньком кителе, в платье из ситца./ Время, в которое не возвратиться».

Разноплановая образность – одно из главных достоинств лирики Свинцова. У него особый поэтический взгляд на мир, позволяющий увидеть, как «одиночество сутулится», вернуться в день, «где со дна речного пела нам луна», разглядеть вдруг «звездные следы» в привычной реальности. Поэтичные описания любимой тоже нежны и конкретны, можно буквально ощутить женскую красоту, когда «сон лежит на твоих устах и ласкает твою улыбку». Предчувствиями и воспоминаниями полна эта книга, в которой настоящее – лишь краткий блик в бесконечности времени.

В 2012 году в фонде Юминкеко (Финляндия), издающего книги карельских писателей, увидел свет первый вепсский эпос «Вирантаназ», написанный заведующей сектором языкознания Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, доктором филологических наук, членом Союза писателей России Ниной Зайцевой. По мнению Маркку Ниеминена, издателя книги, первый вепсский эпос «Virantanaz» сродни карело-финскому эпосу «Калевала». Автор произведения Нина Зайцева вставила в текст много элементов фольклора, в частности причитаний, пословиц, поговорок. По сути, она проделала такую же работу, что в свое время сделал Элиас Лённрот, создавая «Калевалу». Одной из отличительных черт является то, что вепсский эпос написан не калевальской метрикой, а рифмованным стихом с использованием разных размеров. В его основу положена история вепсского народа на примере жизни семьи главного героя по имени Вир. Отсюда и название. В фонде Юминкеко была выпущена и детская версия эпоса.

Вячеслав Агапитов автор книги стихов «Изотчина», издательство «Версо» (Петрозаводск, 2012), в своих произведениях, написанных ярким живым языком, зачастую на заонежском диалекте, рассказывает о природе и людях, населяющих наши северные земли. Доходчивая художественно-точная цепочка образов позволяет автору донести до читателя красоту, своеобразие нашего лесного края.

С болью и грустью пишет Вячеслав Агапитов и о далеком прошлом деревни, и о событиях в 1937 года, и о войне... Но через все стихи красной нитью протянулась любовь! Она правит сердцами людей: тоскующий по своей любимой парень; девушка, предпочитающая смерть жизни с нелюбимым… Молящийся о дожде дед; баба-молодуха, колдующая на угольях – и эти образы неотъемлемая часть его стихов. Этот патриархальный со своими обычаями и ритуалами мир, глубоко христианский, в то же время и языческий – так гармонично переплелись они в Заонежье.

Удивительно, как с помощью диалекта детали обычного пейзажа приобретают необычайную притягательность, а все потому, что Агапитов тонко чувствует Заонежье, его дух, его неразгаданную никем красоту. Легкая грусть проскальзывает в его стихах: автор печалится и о прошлом Заонежья, и о потерянных традициях и языке, на котором говорили его предки. В них большая любовь и ностальгия по той, безвозвратно ушедшей деревне, по бескорыстным человеческим отношениям, по своим корням:

Будем сгудывать.

– Будем!

Что не роздано –

людям,

что не создано –

судьям,

станы росные –

любым,

с родных берегов

гулом

в небо соснамы

уйдем…

Тогда вспомните нас.

«Года к суровой прозе клонят»... Но у известного карельского прозаика Яны Жемойтелите получилось наоборот: сердце запросило поэзии, лирического слова... В 2010 г. вышел первый стихотворный сборник Яны Жемойтелите «Не успевают яблоки созреть».

В своем творчестве Яна обращаюсь к образам родных и близких людей. Маме. Бабушке. Об этом стихи: «Мама вблизи не видит...», «Мама, ответь...», «На кладбище в запущенных могилах», «Старуха», «Бабушка». В каждой строке слышится благодарность автора к родным, любимым. Эта тема не может не трогать, не может быть скучной. Эта тема близка всем людям, рожденным на Земле. Просто надо так научиться видеть: сквозь бревенчатые стены, сквозь замшелое время, до ощущения дрожащей тени от огонька лампадки, до прикосновения к истории страны и человека, хотя бы через старое потертое одеяло, как это рассказано в стихотворении «Дети одеяла». Вещи и стихи переживут человека, но сохранят его переживания...

В книгу так же помещены переводы Яны Жемойтелите с финского - Пааво Воутилайнена, с литовского - Стаси Недзинскене.

В своей книге «Первобытная Ойкумена», вышедшей в Петрозаводске в 2010 г., поэт Александр Веденеев решил прикоснуться к самым далеким своим корням, к «листам каменной книги», на которой первые творцы оставляли свои письмена потомкам. Как это у него обстоятельно, по северному песенно получилось – узнает любознательный читатель: «Стыдно существовать, не к лицу мельтешить\ На моем возрастном рубеже./ Как мне далее жить – это надо решить,/ Я как будто решился уже». Не любитель жеста и красного словца, - ведет разговор о поэзии Александра Веденеева поэт Дмитрий Горох, - Веденеев пишет полутонами, неспешно развивая мысль. Его предмет реалистичен, рассмотрен со всех сторон, каждая деталь прорисована, так, что мысль становится выпуклой в ткани стиха, речь полноводна. Поэтому от книги к книге - не новые повороты и коллизии, не авторские перипетии, вылившиеся в стихи, а все тоже огромное полотно художественно переосмысленной окружающей жизни, где новые стихи лишь этюды к некой прочно укоренившейся мысли, убежденности, сквозящей во всей картине. Автор не настроен на сиюминутные ответы, на полемику - но и то, что проскальзывает, показывает резерв мастерства и лиризма.

Достояна внимания новая книга стихов Елены Сойни «Ночная северная птица», вышедшая на днях в петрозаводском издательстве «Периодика». Книгу приятно брать в руки, она такая милая, домашняя, что не умаляет лирического, серьезного, проникновенного содержания. В новую книгу вошли стихотворения последних лет и лучшие произведения из предыдущих сборников. Для стихотворений Елены Сойни характерны искренность, психологическая напряженность, экспрессия. Пронзительны и неожиданны ее стихи о любви, об отношениях к современности, к людям, к себе, раскрытие своей чувственности через картины природы: «Я соберу рябиновый букет,/ им разрисую небо, словно кистью./ октябрь, покров. И отовсюду свет,\ щемящий отовсюду шелест листьев».

В книге представлены переводы финских английских и поэтов. Так называемые «белые» стихи поэтичны своей внутренней красотой и мудрым содержанием, они не оставляют равнодушным, как, например, строки финской поэтессы Енни Хаукио, написанные на пределе глубокого внутреннего одиночества:

Мне снится сон –

под утро я сажусь на стул,

оставленный мной

у дверей в прихожей.

В половине четвертого

мне кладут газету в почтовое отверстие.

Я хватаю почтальона

за запястье

только для того, чтобы

подержать за руку другого человека.

В 2012 году в Мурманске вышла поэтическая книга поэта Николая Почтовалова «Успею быть…», состоящая из небольших стихов-размышлений и полновесных лирических песен. Голос Николая всегда узнаваем: несколькими строчками, разделенными отточиями, он может сказать о многом, и многое позволяет додумывать самому читателю, продолжая начатый разговор уже в его сердце. В книге есть место и грусти, и иронии. Негромкие слова любви к женщине – проникновенны и доверительны. Картины северной природы – суровы и философичны. Обращение к другу – полно мужского единения, понимания и прощения:

Вы – одиноки…я – одинок…

усталость…быт…

желанность встречи…

и время, но…оно не лечит,

оно – как старое вино:

туманит голову, маня

куда-то вдаль – к друзьям, на Север…

но…даже старый друг не верит,

что может повстречать меня…

 

Олег Мошников