Мы используем файлы cookie.
Во время посещения сайта журнала «Север» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Акция Архив
Литературная премия журнала "Север"
Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2024 год стали Филипп Резников (г. Москва), Ольга Гусева (г. Петрозаводск), Татьяна Ушакова (г. Петрозаводск).
Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.
Позвоните нам
по телефону
− главный редактор, бухгалтерия
8 (814-2) 78-47-36
− факс
8 (814-2) 78-48-05
Быть интересным для зрителя
Анита ДУНКЕРС, ИСТОКИ
Любой музей стремится к тому, чтобы нравиться зрителям, для которых он работает. Но что же это за понятие «зритель»? Ведь это не нечто абстрактное и бесполо-усредненное.
Зритель состоит из любознательной малышни, которую привозят в музей регулярно и которая старательно и благодарно смотрит, отвечает на вопросы и очень забавно рассуждает об искусстве. Он состоит и из детей школьного возраста (которые, чаще всего, в музей идти не хотят), из юных созданий, которые приходят в залы с трепетным восторгом, и их кавалеров, которые посматривают на все, в нем происходящее, с высоты своего компьютерного знания; он состоит и из состоявшихся, вполне взрослых дам, которые ходят в музей давно и с желанием, а также их мужей, которые, удушив шею галстуком, идут в него лишь «на презентации» или «приемы». А еще, и это самый верный наш зритель, – люди пенсионного возраста, в основном женского пола.
Так что же делать музею, чтобы стать интересным для «НЕГО», столь разного, чтобы стать на какое-то время частью его жизни?
Простая развеска произведений на определенную тему уже давно перестала быть практикой работы музея. Новая выставка – это чаще всего «проект», который продумывается для определенной категории посетителей, сопровождается мастер-классами, которые проводят художники, наполняется интересными интерактивными моментами и сопровождается компьютерными программами.
За последние несколько лет в залах нашего музея экспонировались многочисленные привозные выставки. Чего только не было показано! Портреты членов царской семьи из музея Павловска, «Три века русского искусства» – произведения из собрания Государственного Русского музея; только из Государственной Третьяковской галереи было представлено три выставки! Явление для небольшого города редчайшее! Чем можно объяснить такое внимание к нашему музею? Наверное, в первую очередь тем, что в музейном сообществе существует устойчивое и абсолютно верное мнение о высоком качестве коллекций самого МИИ РК.
Одной из «изюминок» музейного собрания являются три произведения кисти императрицы Марии Федоровны, супруги российского императора Александра Третьего и матери последнего российского императора Николая Второго. Это два натюрморта, выполненные в технике масляной живописи, и акварель «Скряга». В других музеях мира картин кисти августейшей художницы не сохранилось. Известно, что императорская чета занималась собиранием произведений искусства. Их блистательная коллекция стала основой собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Нашему музею в свое время была передана часть коллекции Аничкова дворца, одной из резиденций супругов Романовых. Ежегодно, как правило, на летний период, музей устраивает выставки, представляющие Марию Федоровну как художника и коллекционера.
Надо отметить, что выставки классического русского искусства всегда вызывают большой интерес. Сказывается ли заложенное со школьных времен уважение к «именам», авторитет которых высок и признан во всем мире? Причин может быть много.
Но если бы музей ограничил свою выставочную деятельность только такими показами, то, в конце концов, перестал бы быть современным и интересным. А наш музей старается постоянно удивлять и открывать для зрителей новые и новые пласты искусства, представлять новые имена.
Конечно, современное, а именно актуальное искусство не вызывает такого большого интереса у массового зрителя, как классическое. Но игнорировать такой огромный пласт культуры – значит признать себя безнадежно устаревшим музеем. К тому же такие выставки дают возможность говорить с молодым, заинтересованным зрителем на злободневные темы современным языком. К тому же у зрителя всегда должна быть свобода выбора – что смотреть.
Одним из наиболее значительных явлений в современном искусстве стала фотография. В наших залах прошли выставки из Франции (проект, посвященный высокой моде), Италии (пейзажи, снятые итальянскими фотохудожниками в 1950–2000 годах и представлявшие страну такой, какой ее не видят туристы); были показаны интереснейшие московские проекты: «Частная коллекция» фотохудожника Екатерины Рождественской и выставка Freeze-light.
В последние годы в залах музея ежегодно экспонируются выставки современного искусства из Финляндии. Яркие, необычные способы работы с привычными материалами, парадоксальность мышления, сочетание, казалось бы, несочетаемого – наиболее интересные стороны творчества финских художников. «Искусство из лоскутков и любви» – выставка Вуокко Исакссон из финского города Оулу, доказавшей, что искусство лоскута может выражать ощущения, эмоции, радовать необычным видением мира, перевернуло представление зрителей и о самом материале и технике его исполнения. А привычное представление о таком традиционном для Карелии материале, как дерево, было «опрокинуто» выставкой «Финский парадокс» скульпторов и художников Кари Сёдё и Юрки Поуссу.
Персональные выставки карельских мастеров актуального искусства – Аркадия Морозова «В суждении нет необходимости» (2010), Александра Трифонова «Другая реальность» (2011), Владимира Зорина «Лэнд и арт» (2012) – доказали, что в Карелии есть мастера, способные поразить воображение самых искушенных в современном искусстве зрителей.
Одним из самых верных партнеров нашего музея за последние несколько лет в работе с современным искусством стал Музей нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге, который позволил нам познакомить жителей республики с искусством, которое было под запретом в Стране Советов. Работы художников из собрания этого музея принимали участие в самых разных выставках МИИ РК, а кураторский проект директора музея художника Евгения Орлова «Крестодвижение» был посвящен экологии духовной культуры нашей страны. Крест, как древнейший сакральный символ, стал и темой, и символом, и знаком, и поводом для формальных поисков и экспериментов.
Обращение к истории, непреходящим духовным ценностям, уникальным памятникам культуры Севера всегда актуально и находит живой отклик у зрителей. Уникальные памятники деревянного зодчества – безалтарные храмы Севера, сопряженная с ними особая культура, памятники древнерусского искусства, являвшиеся неотъемлемой частью их убранства, стали темой выставочного проекта «Сокровенный мир северной часовни». Выставку дополняли раритетные предметы, фотографии и тексты.
Эта выставка – не единственный пример того, как бережно и уважительно относится музей к духовному наследию. Выставки на темы эпоса «Калевала» – особая страница в его истории. Коллекция музея на темы эпоса включает в себя около 600 произведений. Каждый раз, когда музей обращается к этой теме, разрабатывается новая концепция выставки. В 2010 году к участию в выставке «Живая «Калевала» были приглашены современные художники Карелии и Финляндии. Кроме произведений из собрания музея, на ней были показаны фотографии, текстиль, инсталляции и художественные объекты. Одно из произведений выставки создавалось непосредственно в зале усилиями художников из двух стран. Зрители имели возможность убедиться в том, что «Калевала» волнует мастеров изобразительного искусства и сейчас. Но современных авторов чаще всего привлекают не конкретные сюжеты, а возможность обращения к самым сложным, не нашедшим отображения в изобразительном искусстве, мифологии и метафизике, а также возможность для новых поисков и экспериментов.
Тема памяти и бережное отношение к наследию выдающихся мастеров искусства Карелии нашли отражение в цикле камерных выставок «Чтобы помнили». Выставка 2010 года «У истоков музея» была посвящена 100-летнему юбилею замечательного графика Зиновия Львовича, а в 2012 году музей отметил 90-летний юбилей Константина Буторова, живописца и графика, создателя известных сатирических плакатов, «Окон КарелФинтага», выпускавшихся во время войны.
Выставкам, посвященным теме Великой Отечественной войны, музей уделяет особое внимание. В собрании музея есть и большие тематические полотна, и совсем небольшие фронтовые наброски – живые свидетельства самых трагических дней в истории нашей страны. Выставка «В дни войны мы все взрослели рано» стала одной из самых волнующих и эмоциональных экспозиций 2010 года.
Собрание музея позволяет создавать все новые и новые проекты. Конечно, они часто дополняются экспонатами из частных коллекций и мастерских художников. Примерами таких больших проектов, в основе которых были музейные экспонаты, стали выставки: «Как молоды мы были» (2010), «Богема» (2011–2012), «Русское застолье» (2012), «Ребята и зверята» (2012).
«Русским застольем» музей открыл свой весенний сезон 2012 года. Эстетика и культура русских трапез разных эпох начиная с XIX века и заканчивая печальными традициями современных праздничных посиделок с шумными разборками, битьем посуды и финальным «ты меня уважаешь?» были отражены в картинах, графике, фотографиях и видео.
В экспозиции доминировали все же картины изобильных праздничных застолий, красовались фарфоровые сервизы и многочисленные самовары (из коллекции музея и частных собраний), рождавшие ассоциации с кустодиевскими картинами, на которых купчихи, манерно отставив мизинец, пьют чай из блюдца дулевского сервиза с непременными вареньем и баранками. А за забором, вдали – церковка и малиновый звон…
Эту атмосферу создавал и уже с утра согретый самовар и сушки, которые каждый день ждали посетителей выставки. Впервые в музейной практике на выставке не просто экспонировались картины и предметы, но и проводилось регулярное чаепитие.
Выставка «Ребята и зверята» (2012) открылась вслед за «Застольем». Этот проект был осуществлен при информационной поддержке телекомпании «Ника +» и в содружестве с Карельским обществом защиты животных.
В состав выставки вошли портреты детей и изображения животных в живописи, графике и скульптуре российских и карельских художников XIX – XXI веков из коллекции музея и из мастерских художников, а также керамические скульптуры животных, созданных детьми – учащимися детской художественной школы.
Анималистический жанр и жанр детского портрета встречается нечасто, так как подвластен далеко не всем художникам. Поскольку ни ребенок, ни животное не могут специально и долго позировать автору, то понятно, что художнику необходимо иметь особый талант, острый глаз и умение быстро схватывать и передавать сходство, особенности поведения, обаяние и само «движение жизни», которое переполняет маленьких непосед. И далеко не каждый музей обладает достаточным количеством произведений на эту тему для создания большой полноценной экспозиции. Наша коллекция в этом смысле оказалась чрезвычайно богатой и разнообразной.
Кроме собственно произведений изобразительного искусства, на мониторе в вестибюле музея демонстрировались фотографии брошенных животных, которым необходим дом. А на экране в зале – присланные петрозаводчанами фотографии с изображением детей и животных.
Экспозиция наводила на размышления о том, что все мы, в том числе дети и животные, – являемся частью единого мира живой природы. Но если взрослые в состоянии постоять за себя, то дети и животные порой полностью зависят от взрослых людей, их доброй или злой воли. «Мы в ответе за тех, кого приручили» – фраза, вложенная в уста Маленького принца, героя книги Антуана де Сент-Экзюпери, стала главной идеей всего проекта. И, наверное, не случайно в ходе работы выставки (а она работала в течение двух месяцев) многие бездомные животные обрели дом! Кроме того, им в помощь были собраны деньги.
Практика показала, что судьба детей и братьев наших меньших оказалась близкой многим и волнует зрителей разных возрастов и социального статуса.
Кроме ставших уже традиционными мастер-классов, которых было проведено на этой выставке несколько десятков, музей также организовал конкурс детского рисунка на тему выставки. И впервые в нем приняло участие небывалое количество желающих – более шестисот! Победители конкурса в разных возрастных категориях получили призы и благодарственные письма. Церемония подведения итогов конкурса завершилась дружным застольем с конфетами и соками.
Экспозиционные площади музея не раз отдавались под выставки детского рисунка. К 90-летию Республики Карелия была проведена выставка детского рисунка «Моя Карелия», в которой приняли участие дети всей республики. Были выпущены каталог и открытки с изображением лучших работ. Все как у взрослых!
Выставки музея можно видеть не только в нашем собственном здании. Они экспонируются за рубежом: в Финляндии, Франции, Германии, Швеции, Японии, Дании. Небольшие выставки можно регулярно видеть в зале коллегии Министерства культуры РК, в Городском выставочном зале.
В 2010 году музей отмечал свое 50-летие. К этой дате была выпущена «Летопись выставок», и мы сами были поражены тем количеством самых разнообразных выставок и выставочных проектов, которое осуществлено за эти годы.
И будем надеяться, что лучшие проекты еще впереди!