Мы используем файлы cookie.
Во время посещения сайта журнала «Север» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Акция Архив
Стартовал молодежный конкурс «Северная звезда – 2025»
Литературная премия журнала "Север"
Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2024 год стали Филипп Резников (г. Москва), Ольга Гусева (г. Петрозаводск), Татьяна Ушакова (г. Петрозаводск).
Позвоните нам
по телефону
− главный редактор, бухгалтерия
8 (814-2) 78-47-36
− факс
8 (814-2) 78-48-05
Гори, гори, моя звезда...
Елена КУБЛИ, Личный архив
Елена Кубли
г. Петрозаводск
«Гори, гори, моя звезда…»
ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА…
Воспоминания бабушки о своей жизни всегда связаны с музыкой. Одна из передач, приуроченная к юбилею певицы, начиналась так (*1):
«Сама я родилась в Калинине. У нас пела вся семья. Главное – у нас пела мама. Нас было пятеро, и когда мы садились за стол, мы не просто сидели за столом, мы работали: мама приносила клеить конверты, надо было зарабатывать деньги – и пели, очень любили петь. К нам приходили соседи слушать нас. Мама – она дала нам все.
Я окончила школу в Калинине, а вскоре умер наш отец, осталось четверо детей, я – третья. Конечно, было не до учебы: днем разносила военные повестки (незадолго перед сороковыми), а ночью – стирала. Находила время только для репетиций в самодеятельности, а после репетиции, возвращаясь ночью домой, распевала арии из оперетт. Три раза в месяц занималась с преподавателем из консерватории. Когда семье стало чуть легче, поступила в Калининское музыкальное училище в класс вокала, мне было уже 20 лет. Вот тогда я почувствовала, что мне нужно обязательно петь...
...К нам в Калинин часто приезжал С.Я. Лемешев. Когда я оканчивала первый курс в Музыкальном училище, мои преподаватели пригласили Сергея Яковлевича послушать меня, определить, какой голос, потому что были сомнения: кто-то говорил, что нужно вести меня дальше как низкий голос, кто-то – как верхний (мой преподаватель вела меня как сопрано).
Послушал он меня – я ему пела программу – и сказал: «Не могу вам сказать, точно определить, какой это голос, но то, что ей надо ехать в Москву учиться, – это обязательно».
Приехала я в Москву в 1939 году. В объявлении было написано, что прием студентов в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных закончился, и я решилась обратиться к Елене Фабиановне Гнесиной, о которой много слышала.
На экзамене от волнения вдруг «зажало» горло – не могу петь. Вместе с Еленой Фабиановной сидела другая женщина, она спрашивает: «Как зовут девушку?» Елена Фабиановна отвечает: «Мила». «Спой нам, Мила!» Запела – разлилась!
Голос звучит! Я пела романс Шарля Тома «Знаешь ли ты страну»:
Ты знаешь край, где мирт и лавр растет,
Глубок и чист лазурный неба свод,
Цветет лимон, и апельсин златой
Как жар горит под зеленью густой?..
Ты был ли там? Туда, туда с тобой
Хотела б я укрыться, милый мой.
Как потом сказала «другая женщина» – Ольга Федоровна, впоследствии мой дорогой, ласковый и обаятельный преподаватель по вокалу, это был любимый романс Гнесиной...
«Ну, милая, – заулыбалась Елена Фабиановна, – берем тебя на второй курс! Даже на третий взяла бы, но другие предметы…»
Так Елена Фабиановна порекомендовала меня хорошему педагогу, устроила в общежитие. «Ты будешь петь в Большом театре!» – сказала она мне.
В училище проучилась второй и третий курсы. Питалась бог знает как, часто сидела голодная. Но ведь не я одна такая была…»
Не забуду, как образно бабушка рассказывала: от девушек, с которыми она жила в одной комнате в общежитии, вкусно пахло свежеиспеченными булочками.
Их можно было купить неподалеку. Но у Милы не было такой возможности. Помню куда-то далеко устремленный взгляд ее серьезных голубых глаз и тот момент, когда этот взгляд становился вновь задорным, и она бодро заканчивала фразу: «А я затяну ремешок еще на одну дырочку и пою!»
«Очень поддерживала Елена Фабиановна, все время что-нибудь придумывала: то накормит, то найдет возможность денежного подспорья. Как-то отправила меня читать лекцию об искусстве вместе с профессором. В итоге лекцию читал, конечно, он, но деньги сказал отдать талантливой студентке. И хотя мне дали только половину, была счастлива: накупила продуктов, отвезла маме».
«Завтра была война»
Мечта об уготованной для Милицы Кубли легендарной сцене Большого театра уступила место реальности.
О том, как она жила в годы войны, бабушка рассказывать не любила; по отрывочным воспоминаниям помню о голоде, холоде, болезни малолетней дочурки (еле выходили).
Её коллега по цеху Синикка Мальми (*2) пишет об этом так: «Я познакомилась с Милицей в 1943 году в Беломорске. Тогда все работники культуры и руководство Карелии были эвакуированы туда. Мы жили в длинном дощатом доме. Очень холодном. Милица Кубли поселилась по соседству. У нее была дочь – Ирочка. Мы часто заходили поиграть с ней. Рядом располагалась воинская часть. На ее территории нас больше всего привлекали костры напиленных и наколотых дров. Их мы и выпрашивали у часовых. Добрые солдаты редко когда отказывали. Скажут: «Бери скорей – и марш отсюда!» Глядишь – и опять есть чем печку топить».
Бабушка вспоминает: «...В 1941 году началась Великая Отечественная война, и какая уж тут учеба? Сначала была с семьей, а в ноябре 1942 года стала певицей Ярославской областной филармонии. Директором филармонии был Александр Ефимович Уманский, он и пригласил меня в Беломорск, а после – в ансамбль «Кантеле». Так в 1943 году я и стала солисткой «Кантеле».
О выступлениях ансамбля в годы войны дают представление дневники М.И. Гаврилова (*3):
27 февраля 1943. Беломорск
Евгения Рапп уволилась. Ее дублирует пришедшая к нам М.Н. Кубли – меццо-сопрано. Правда, оркестру все ее вещи надо транспонировать, но раз надо – значит надо... Едем на два концерта в Сумпосад, древнее поморское село, родину многих отважных мореплавателей и профессиональных рыбаков.
Дали концерт (театрализованную программу) в ДК. Оркестр сидел на полу, остальные группы (хор, танцы, солисты) – на сцене. Получается оригинально, ново, интересно.
4 марта 1943
Наши заняли ряд городов и населенных пунктов, в том числе Ржев. Здорово! Молодцы!
9 марта 1943
На днях И.В. Сталину присвоили звание Маршала Советского Союза. В театре дали объединенный концерт с артистами музыкального театра в честь праздника женщин – 8 Марта. Получилось интересное сочетание оперетты с народным искусством.
10 марта 1943
Неважно. Наши сдали Лозовую, Краматорскую, Павлоград. Это временно, так мы и думаем.
13 марта 1943
Наши заняли Вязьму, г. Белый (Смоленская обл.).
Репетируем «Песню итальянских моряков», «Весну» Грига, «Осеннюю песню» Чайковского.
16 марта 1943
Какая досада. Наши сдали Харьков.
Дали открытый кассовый концерт в пользу семей фронтовиков. Да ведь кроме концертов ежедневно репетиции.
Я.М. Геншафт (*4) проделывал с нами всевозможные выкрутасы, даже на концертах, предварительно предупреждал – будьте внимательны. Метод Геншафта помогал нам, неучам, вникать в тонкости музыки. Еще до войны в Петрозаводске в нашу обязанность входило посещение всевозможных музыкальных лекций. Такие лекции читались ленинградскими музыковедами исключительно доходчиво. Сам Геншафт был хорошим лектором, он приглашал на репетиции Вишкарева, Раутио, Йоусинена. Они обязательно рассказывали о себе или других композиторах, особенно тех, которых мы исполняли. Геншафт никогда не начинал репетицию новой вещи без вступительного слова. Например, он очень образно рассказывал о «Весне» Грига, расшевелил нас, обрисовал композитора, содержание произведения и, подготовив нас, говорил:
– А теперь разберемся в нотах, сыграем с начала и до конца, медленно.
После этого он напомнил нюансы, знаки, кульминацию, главную тему и т.д. и репетировал по отдельным кускам. Порой вызывались на репетицию отдельные группы: примы, затем альты, басы, духовые и другие инструменты. Когда он убеждался, что ноты прочитаны правильно, тогда соединял все группы оркестра вместе и начинал репетировать. Геншафт много знал. По натуре он был спокойным и рассудительным человеком. Всегда выслушает собеседника внимательно, а уж потом делает свои замечания. У него было чему учиться, и мы учились.
30 марта 1943
Сегодня 3-я годовщина преобразования КАССР в К-ФССР. Дали концерт. Полный зал, очень хороший прием.
5 апреля 1943
Сумпосад. Вчера в день приезда дали 4 концерта.
10 апреля 1943
Ездили с концертом к летчикам. Боевые орлы приняли нас на ура, да еще и ужином угостили.
Последний концерт дали в железнодорожном депо.
13 апреля 1943. Ст. Мало-Шуйка
Даем по 3-4 концерта в день, прямо сеансами.
Это тяжело. Мы превращаемся в механизмы.
15 апреля 1943. Мудьюга
Сюда в свое время ссылали политических каторжан. Но, к сожалению, мы так мало знаем историю Мудьюги.
18 апреля 1943. Ст. Кодино
Два-три дня на одном месте. Потом опять в путь, по маршруту. Здесь, говорят, какие-то осужденные еще в 37-38 годах, крупные московские и ленинградские специалисты – врачи, инженеры и др. В зале солидная публика, шикарно одетая. Это заметно. Их прием несколько сдержан, но искренен…
23 апреля 1943
г. Онега, Архангельской области
Лесопильные, винные заводы. Первый концерт в рабочем клубе прошел исключительно тепло. Здесь много военных людей преклонного возраста. Они работают. Нас смотрели комдив и начальник политотдела предварительно, в порядке просмотра. Дали «добро» на концерты.
5 мая 1943. Беломорск
Состоялся первомайский вечер работников искусств.
10 мая 1943. Сегежа
Опять поездка.
Первое выступление в к/театре.
17 мая 1943. Надвоицы
В Сегеже работали на выезде в землянке. Конечно же, тесно, толкучка. Это у зенитчиков. Работали по 3-4 концерта в день. Ночью четырежды бомбили Идель. Едем туда. Ничего себе, гостинцами встречают.
20 мая 1943. Кемь
Работаем в жел. дор. клубе по договору.
6 июля 1943. Архангельск
11 июля 1943
Вчера выступали в Интерклубе. Колоссальный прием, шум, гам, табачный дым, свист в течение всего концерта. Непривычно, даже дико. Что поделаешь, служба наша такая, а порядки у иностранцев свои.
Получили телеграмму секретаря ЦК КПСС Куприянова Г.Н. об обслуживании воинских частей. Надо так надо, для этого мы и живем.
Интересные здесь цены: хлеб 1 кг – 150 р., брюки поношенные – 1000 р., часы – 2500 р., водка – 1400 р. 1 литр.
15. VII – ст. Ямцы, 17.VII – Няндома,
18. VII – Коноша, 19. VII – Вожега
В Вожеге встретились с артистами русской драмы. Состоялась творческая встреча.
21 июля 1943. Вологда...
27 июля 1943. Ст. Сокол...
2 авг. – Вологда, 4 авг. – Шексна,
5 авг. – Череповец...
Разъезды, отсутствие условий, где подчас приходилось выступать с концертами, не помешали артистам ансамбля донести тепло и надежду, как писали сами бойцы, «давали силы для скорейшего разгрома врага» (*5).
Среди артистов, способствовавших успеху таких выступлений, названы имена музыкантов, внесших большой вклад в становление карельской культуры: Тойво Вайненена, Максима Гаврилова, Сиркки Рикка, Люции Теппонен, Милицы Кубли.
Долгожданная весть об освобождении Петрозаводска застала артистов в Архангельске.
29 июня 1944. Архбумстрой
В антракте между отделениями ведущий объявил: наши войска освободили Петрозаводск – столицу Карелии!
Зрительный зал аплодировал, скандировал слова приветствия. А публика и мы стоя аплодировали этой победе.
С 1942 по 1947 год при участии Милицы Николаевны Кубли прошло более 1000 концертов (*6).
Годы творческой зрелости
(1943–1973)
И я благодарна судьбе,
что мне предоставили
такую возможность – творить.
Милица Кубли
Одна из самых ярких страниц творчества М.Кубли приходится на период с 1946 по 1961 год. В учреждениях культуры республики на тот момент прошла очередная реорганизация, в 1952 году Милица Николаевна стала солисткой госфилармонии.
В то время благодаря радиотрансляциям аудитория певицы была многомиллионной. И это не просто слова (*7).
В одной из рецензий на концерт Милицы Кубли, который транслировался на всю страну, есть такие строки: «Справедливость требует признать, что нечасто можно услышать исполнение «Гадания Марфы» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, подобное тому, что было показано артисткой Милицей Кубли.
Секрет успеха в обаянии ее всемогущего голоса, в интерпретации, которой она придерживается в исполнении этой уникальной сцены, требующей от артистки такой эмоционально-художественной многогранности, которая является уделом очень и очень немногих».
Сложные оперные арии, красивейшие романсы, озорные песни – все приобретало неповторимое звучание в исполнении певицы. Когда звучал ее голос, в зале плакали…
Надолго запомнились публике романсы П.И.Чайковского «Нет, только тот, кто знал», М.А.Балакирева на стихи А. В. Кольцова «Обойми, поцелуй» (*8).
Одним из дорогих для М. Кубли номеров был романс Г. Н. Синисало на стихи А. А. Прокофьева «Березка». Его она исполняла и на гастролях в Архангельске еще в годы войны, и в зале имени Чайковского, и на сцене Кремлевского Дворца съездов во время Декады карельского искусства и литературы, проходившей в 1959 г. в Москве.
Бабушка вспоминает такой случай: во время Недели музыки и танца Карелии в 1946 году, когда «Кантеле» впервые выступал на сцене Зала имени П.И. Чайковского, на концерте должен был присутствовать Сталин. Артистам для поднятия духа дали по должностному окладу! Вождь, правда, так и не приехал… Зато ансамбль «Кантеле» выступил для ансамбля Игоря Моисеева, а моисеевцы – для артистов «Кантеле».
Много лет певица исполняла романсы Зары Левиной (*9) «Качайтесь, качайтесь, каштаны» и «Красивые глазки».
В рецензии на ее концерт по всесоюзному радио об исполненных романсах Левиной написано так: «Они подтвердили высокий класс исполнительского искусства М. Кубли. В ее лице нашли талантливого, чуткого толкователя, способного вдохнуть подлинную жизнь в новое произведение».
Тесная творческая дружба связывала Милицу Николаевну с ленинградскими композиторами: Леонидом Вишкаревым, Натальей Леви. Романс «Бреду тропинкою лесной» Н. Леви посвятила Милице Кубли.
В репертуаре М. Кубли значительное место занимали произведения карельских композиторов Карла Раутио, Рувима Пергамента, Абрама Голланда.
Милица Николаевна пела и в трио, и в дуэтах: с Сирккой Рикка, с Люцией Теппонен. С последней вместе с замечательной пианисткой Надеждой Вильчинской певицы подготовили программу дуэтов русских композиторов, и люди, даже не искушенные в музыке, с большим удовольствием слушали эти дуэты. (Сохранилась лишь одна запись из этой программы: А. Г. Рубинштейн «Пела, пела пташечка».)
Несмотря на многочисленные поездки по стране, самые дорогие встречи для певицы, может быть, не столь торжественные, были здесь, на карельской земле. Слова «Артисты приехали!» в глубинке звучали не столь часто, одна из таких поездок по республике состоялась у Милицы Николаевны с оркестром Римского-Корсакова. А затем последовала запись на радио. Шесть романсов этого творческого союза были записаны Ленинградской фирмой «Мелодия» и вошли в Золотой фонд телерадиовещания.
20 лет на сцене, часто в промороженных неприспособленных помещениях, а то и вовсе под открытым небом, подорвали здоровье талантливой певицы (*10). Однажды накануне концерта в приграничной воинской части голос у нее пропал.
А уже повсюду были развешаны афиши, деньги от концерта перечислены на счет филармонии... Артистка целый день пила горячее молоко с медом, глотала таблетки... Концерт состоялся. Он стал последним публичным выступлением солистки Милицы Кубли.
После нескольких месяцев вынужденного молчания, упорного лечения доктора вынесли певице приговор: выступления отменяются навсегда.
Не каждая звезда, привыкшая к сцене, к аплодисментам, к восхищению слушателей, способна безболезненно принять такой поворот судьбы. Милица не роптала на судьбу-злодейку...
Сцена ушла, но творчество осталось. Более десяти лет проработала Милица Николаевна в педагогическом училище.
Вспоминает учитель музыки гимназии №17 имени П.О. Коргана Людмила Александровна Косопалова, одна из первых выпускниц педагогического училища:
«Не сразу у нас пошли специальности. И когда нашу группу определили заниматься к Милице Николаевне, нам торжественно объявили: заслуженная артистка Республики Карелия. Мы даже немного оробели. У нас тогда такое трепетное отношение было к человеку творческому, к артисту, нам казалось, что это человек необычный, отмеченный Богом.
Помню, как мы пришли на занятия по вокалу первый раз. Милица Николаевна что-то писала, а Мария Карловна (*11) сидела у фортепиано. И обе мягкие, приветливые. Словом, они вместе нам очень понравились, сразу расположили к себе.
Больше всего мне запомнились необыкновенные глаза Милицы Николаевны: она может и не говорить ничего, а взглядом все выразить. Причем лицо спокойное, серьезное, а глаза – живые, эмоциональные – выдают что-то другое.
Вначале мы пели что-то вместе. Я уж даже не помню, как мы стали учиться извлекать звуки, но занятие это было очень увлекательное».
– С бабушкиных слов знаю, что уровень подготовки учащихся был довольно низким. Как она справлялась с этим?
– Опять же взгляд у нее при этом был какой-то очень интересный, приподнятый: ты сразу начинал стараться, все антеннки выпускать – что это значит, что еще надо сделать, как правильно извлекать звук.
Когда Милица Николаевна в первый раз запела (к сожалению, она уже не могла петь в полной мере, только низкие звуки у нее были), я увидела, что поток звуков льется на меня, что это какой-то звуковой объем...
С тех пор, когда хорошо поют, я понимаю, что человек ощущает, как он держит, управляет этим звуком.
И с детьми своими на уроках говорю про то же самое – про звуковой поток, что он имеет какой-то цвет, что мы ему форму придаем: и сузить можем, и уплотнить, и сделать широким, рассеять, сфокусировать – обо всем этом меня заставила задуматься Милица Николаевна, я это так поняла, и это во мне так осталось.
Милица Николаевна общалась с нами уважительно и просто, разговаривала по-доброму и всегда с улыбкой.
Часто к нам на уроки приходили педагоги, тогда Милица Николаевна становилась приподнятой, строгой. Мы распевались. И не столько она говорила, сколько показывала, что это ответственный очень момент, требующий концентрации нашего внимания, умения – всего.
Вообще, специально она не шутила, но мы все равно понимали по выражению ее лица, по жестам, что в этом месте можно и посмеяться, без слов как-то. Особенно ярко она могла изобразить кто как поет, попутно разбирая, что к чему. Сейчас это назвали бы мастер-классом...
А потом мы всё смотрели, сравнивали: нет, тех не так, как нас, учат – нас учат правильно. Практика показала, что наши наблюдения были верны. Пою до сих пор, а девушки, которые учились до меня, не поют уже давно: дыхания нет, да и связки не те уже...
Конечно, очень хорошо, что Милица Николаевна преподавала в педагогическом училище, потому что после ее ухода, даже с молодыми, голосистыми педагогами, мы так уже не пели.
И вот что еще важно: ни Милица Николаевна, ни Леонид Андреевич (муж Милицы Николаевны, я занималась у него в училище по общему фортепиано и запомнила его как человека обходительного, мягкого, обаятельного) никогда не рассказывали, как бывает принято в артистической среде: я был там, общался с тем, то есть все о себе, о своих заслугах... Я не знаю, скромность это или порядочность такая, не нужно им было никакой внешней шелухи.
Жалко, что, когда мы учились, не было в училище ни одного вечера, посвященного творчеству Милицы Николаевны (*12). Если и узнавали о том, как она пела, какой был репертуар, то все по чьим-то обрывочным воспоминаниям...
И когда спустя уже много лет после окончания педучилища наконец я сама услышала запись по радио – я узнала этот голос, и такая радость и печаль охватили меня...
Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная.
Ты у меня одна заветная;
Другой не будет никогда.
Звезда надежды благодатная,
Звезда любви волшебных дней.
Ты будешь вечно незакатная
В душе тоскующей моей.
То вдохновение, которое она несла в себе и дарила своим общением, хранят люди – в нашей памяти она навсегда ласковая, нежная, искристая, обаятельная, справедливая, талантливая – живая.
1 В тексте использованы материалы радиопередачи, приуроченной к 70-летию М.Н. Кубли; автор и ведущая – Эсфирь Борисовна Чернина – музыкальный редактор Карельского радио (1958–1986 гг.).
2 Синикка Генриховна Мальми (Костина) – актриса Государственного Национального театра Республики Карелия (1956–1988 гг.).
3 Максим Иванович Гаврилов (5.05.1919 – 7.11.1997) – музыкант-кантелист, танцор, постановщик танцев, заслуженный артист КАССР, заслуженный артист РСФСР; автор книг и пособий, летописец ансамбля.
4 Геншафт Яков Моисеевич (4.09.1896–10.10.1946) – композитор, дирижер, музыковед, музыкальный критик, заслуженный артист Карело-Финской ССР, член Союза советских композиторов.
5 Константин Алексеевич Морозов / Карелия в годы Великой Отечественной войны// Карелия, 1983 г.
6 Анна Николаевна Минич / Кубли Милица Николаевна // Карелия: энциклопедия. В 3 т. Т. 2. К-П. – Петрозаводск, 2009. – С. 119.
7 Из материалов радиопередачи к 85-летию М.Н.Кубли, автор и ведущая Татьяна Михайловна Петрова – музыкальный редактор ГТРК «Карелия» (1967–1969 гг., 1979–2005 гг.).
8 Записи музыкальных произведений в исполнении М. Кубли хранятся в Национальном архиве Республики Карелия.
9 Зара Александровна Левина (1906–1976) – российская советская пианистка и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Первая скрипичная соната автора была записана Давидом Ойстрахом, пьесы для виолончели – Святославом Кнушевицким. Л. также является автором более 200 романсов.
10 Галина Васильевна Сохнова – известный карельский, а ныне белгородский журналист / «Певица Милица: голос так дивно звучал» // Карелия. – 2003. – 29 мая. – С. 7.
11 Рантала Мария Карловна – преподаватель музыки (специальное фортепиано) в Петрозаводском педагогическом училище № 1 (1948–1973 гг.).
12 Вечера, посвященные творчеству Милицы Николаевны Кубли, состоялись позже: в Выставочном зале Карельской государственной филармонии в 2003 году (к 85-летию певицы) и в 2007 году (вечер памяти, к 90-летию со дня рождения М.Н. Кубли).
Оба раза залы были полны, вечера получились теплыми и трогательными, в чем немалая заслуга друга семьи Ларисы Леонидовны Шицель.
В основе очерка лежат материалы семейного архива, собранные мужем М.Н. Кубли Леонидом Андреевичем Авериным.