Акция Архив

«Северная звезда – 2025»

«Северная звезда – 2025»

Стартовал молодежный конкурс «Северная звезда – 2025»

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2024 год стали Филипп Резников (г. Москва), Ольга Гусева (г. Петрозаводск), Татьяна Ушакова (г. Петрозаводск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 01-02, стр. 226

Гори, гори, моя звезда...

Елена КУБЛИ, Личный архив


Елена Кубли

г. Петрозаводск

 

«Гори, гори, моя звезда…»

ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА…

 

Воспоминания бабушки о своей жизни всегда связаны с музыкой. Одна из передач, приуроченная к юбилею певицы, начиналась так (*1):

«Сама я родилась в Калинине. У нас пела вся семья. Главное – у нас пела мама. Нас было пятеро, и когда мы садились за стол, мы не просто сидели за столом, мы работали: мама приносила клеить конверты, надо было зарабатывать деньги – и пели, очень любили петь. К нам приходили соседи слушать нас. Мама – она дала нам все.

Я окончила школу в Калинине, а вскоре умер наш отец, осталось четверо детей, я – третья. Конечно, было не до учебы: днем разносила военные повестки (незадолго перед сороковыми), а ночью – стирала. Находила время только для репетиций в самодеятельности, а после репетиции, возвращаясь ночью домой, распевала арии из оперетт. Три раза в месяц занималась с преподавателем из консерватории. Когда семье стало чуть легче, поступила в Калининское музыкальное училище в класс вокала, мне было уже 20 лет. Вот тогда я почувствовала, что мне нужно обязательно петь...

...К нам в Калинин часто приезжал С.Я. Лемешев. Когда я оканчивала первый курс  в Музыкальном училище, мои преподаватели пригласили Сергея Яковлевича послушать меня, определить, какой голос, потому что были сомнения: кто-то говорил, что нужно вести меня дальше как низкий голос, кто-то – как верхний (мой преподаватель вела меня как сопрано).

Послушал он меня – я ему пела программу – и сказал: «Не могу вам сказать, точно определить, какой это голос, но то, что ей надо ехать в Москву учиться, – это обязательно».

Приехала я в Москву в 1939 году. В объявлении было написано, что прием студентов в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных закончился, и я решилась обратиться к Елене Фабиановне Гнесиной, о которой много слышала.

На экзамене от волнения вдруг «зажало» горло – не могу петь. Вместе с Еленой Фабиановной сидела другая женщина, она спрашивает: «Как зовут девушку?» Елена Фабиановна отвечает: «Мила». «Спой нам, Мила!» Запела – разлилась!

Голос  звучит! Я пела романс  Шарля Тома «Знаешь ли ты страну»:

 

Ты знаешь край, где мирт и лавр растет,

Глубок и чист лазурный неба свод,

Цветет лимон, и апельсин златой

Как жар горит под зеленью густой?..

 

Ты был ли там? Туда, туда с тобой

Хотела б я укрыться, милый мой.

 

Как потом сказала «другая женщина» – Ольга Федоровна, впоследствии мой дорогой, ласковый и обаятельный преподаватель по вокалу, это был любимый романс Гнесиной...

«Ну, милая, – заулыбалась Елена Фабиановна, – берем тебя на второй курс! Даже на третий взяла бы, но другие предметы…»

Так Елена Фабиановна порекомендовала меня хорошему педагогу, устроила в общежитие. «Ты будешь петь в Большом театре!» – сказала она мне.

В училище проучилась второй и третий курсы. Питалась бог знает как, часто сидела голодная. Но ведь не я одна такая была…»

Не забуду, как образно бабушка рассказывала: от девушек, с которыми она жила в одной комнате в общежитии, вкусно пахло свежеиспеченными булочками.

Их можно было купить неподалеку. Но у Милы не было такой возможности. Помню куда-то далеко устремленный взгляд ее серьезных голубых глаз и тот момент, когда этот взгляд становился вновь задорным, и она бодро заканчивала фразу: «А я затяну ремешок еще на одну дырочку и пою!»

«Очень поддерживала Елена Фабиановна, все время что-нибудь придумывала: то накормит, то найдет возможность денежного подспорья. Как-то отправила меня читать лекцию об искусстве вместе с профессором. В итоге лекцию читал, конечно, он, но деньги сказал отдать талантливой студентке. И хотя мне дали только половину, была счастлива: накупила продуктов, отвезла маме».

 

 

«Завтра была война»

 

Мечта об уготованной для Милицы Кубли легендарной сцене Большого театра уступила место реальности.

О том, как она жила в годы войны, бабушка рассказывать не любила; по отрывочным воспоминаниям помню о голоде, холоде, болезни малолетней дочурки (еле выходили).

Её коллега по цеху Синикка Мальми (*2) пишет об этом так: «Я познакомилась с Милицей в 1943 году в Беломорске. Тогда все работники культуры и руководство Карелии были эвакуированы туда. Мы жили в длинном дощатом доме. Очень холодном. Милица Кубли поселилась по соседству. У нее была дочь – Ирочка. Мы часто заходили поиграть с ней. Рядом располагалась воинская часть. На ее территории нас больше всего привлекали костры напиленных и наколотых дров. Их мы и выпрашивали у часовых. Добрые солдаты редко когда отказывали. Скажут: «Бери скорей – и марш отсюда!» Глядишь – и опять есть чем печку топить».

Бабушка вспоминает: «...В 1941 году началась Великая Отечественная война, и какая уж тут учеба? Сначала была с семьей, а в ноябре 1942 года стала певицей Ярославской областной филармонии. Директором филармонии был Александр Ефимович Уманский, он и пригласил меня в Беломорск, а после – в ансамбль «Кантеле». Так в 1943 году я и стала солисткой «Кантеле».

 

О выступлениях ансамбля в годы войны дают представление дневники М.И. Гаврилова (*3):

 

27 февраля 1943. Беломорск

Евгения Рапп уволилась. Ее дублирует пришедшая к нам М.Н. Кубли – меццо-сопрано. Правда, оркестру все ее вещи надо транспонировать, но раз надо – значит надо... Едем на два концерта в Сумпосад, древнее поморское село, родину многих отважных мореплавателей и профессиональных рыбаков.

Дали концерт (театрализованную программу) в ДК. Оркестр сидел на полу, остальные группы (хор, танцы, солисты) – на сцене. Получается оригинально, ново, интересно.

 

4 марта 1943

Наши заняли ряд городов и населенных пунктов, в том числе Ржев. Здорово! Молодцы!

 

9 марта 1943

На днях И.В. Сталину присвоили звание Маршала Советского Союза. В театре дали объединенный концерт с артистами музыкального театра в честь праздника женщин – 8 Марта. Получилось интересное сочетание оперетты с народным искусством.

 

10 марта 1943

Неважно. Наши сдали Лозовую, Краматорскую, Павлоград. Это временно, так мы и думаем.

 

13 марта 1943

Наши заняли Вязьму, г. Белый (Смоленская обл.).

Репетируем «Песню итальянских моряков», «Весну» Грига, «Осеннюю песню» Чайковского.

 

16 марта 1943

Какая досада. Наши сдали Харьков.

Дали открытый кассовый концерт в пользу семей фронтовиков. Да ведь кроме концертов ежедневно репетиции.

Я.М. Геншафт (*4) проделывал с нами всевозможные выкрутасы, даже на концертах, предварительно предупреждал – будьте внимательны. Метод Геншафта помогал нам, неучам, вникать в тонкости музыки. Еще до войны в Петрозаводске в нашу обязанность входило посещение всевозможных музыкальных лекций. Такие лекции читались ленинградскими музыковедами исключительно доходчиво. Сам Геншафт был хорошим лектором, он приглашал на репетиции Вишкарева, Раутио, Йоусинена. Они обязательно рассказывали о себе или других композиторах, особенно тех, которых мы исполняли. Геншафт никогда не начинал репетицию новой вещи без вступительного слова. Например, он очень образно рассказывал о «Весне» Грига, расшевелил нас, обрисовал композитора, содержание произведения и, подготовив нас, говорил:

– А теперь разберемся в нотах, сыграем с начала и до конца, медленно.

После этого он напомнил нюансы, знаки, кульминацию, главную тему и т.д. и репетировал по отдельным кускам. Порой вызывались на репетицию отдельные группы: примы, затем альты, басы, духовые и другие инструменты. Когда он убеждался, что ноты прочитаны правильно, тогда соединял все группы оркестра вместе и начинал репетировать. Геншафт много знал. По натуре он был спокойным и рассудительным человеком. Всегда выслушает собеседника внимательно, а уж потом делает свои замечания. У него было чему учиться, и мы учились.

 

30 марта 1943

Сегодня 3-я годовщина преобразования КАССР в К-ФССР. Дали концерт. Полный зал, очень хороший прием.

 

5 апреля 1943

Сумпосад. Вчера в день приезда дали 4 концерта.

 

10 апреля 1943

Ездили с концертом к летчикам. Боевые орлы приняли нас на ура, да еще и ужином угостили.

Последний концерт дали в железнодорожном депо.

 

13 апреля 1943. Ст. Мало-Шуйка

Даем по 3-4 концерта в день, прямо сеансами.

Это тяжело. Мы превращаемся в механизмы.

 

15 апреля 1943. Мудьюга

Сюда в свое время ссылали политических каторжан. Но, к сожалению, мы так мало знаем историю Мудьюги.

 

18 апреля 1943. Ст. Кодино

Два-три дня на одном месте. Потом опять в путь, по маршруту. Здесь, говорят, какие-то осужденные еще в 37-38 годах, крупные московские и ленинградские специалисты – врачи, инженеры и др. В зале солидная публика, шикарно одетая. Это заметно. Их прием несколько сдержан, но искренен…

 

23 апреля 1943

г. Онега, Архангельской области

Лесопильные, винные заводы. Первый концерт в рабочем клубе прошел исключительно тепло. Здесь много военных людей преклонного возраста. Они работают. Нас смотрели комдив и начальник политотдела предварительно, в порядке просмотра. Дали «добро» на концерты.

 

5 мая 1943. Беломорск

Состоялся первомайский вечер работников искусств.

 

10 мая 1943. Сегежа

Опять поездка.

Первое выступление в к/театре.

 

17 мая 1943. Надвоицы

В Сегеже работали на выезде в землянке. Конечно же, тесно, толкучка. Это у зенитчиков. Работали по 3-4 концерта в день. Ночью четырежды бомбили Идель. Едем туда. Ничего себе, гостинцами встречают.

 

20 мая 1943. Кемь

Работаем в жел. дор. клубе по договору.

 

6 июля 1943. Архангельск

 

11 июля 1943

Вчера выступали в Интерклубе. Колоссальный прием, шум, гам, табачный дым, свист в течение всего концерта. Непривычно, даже дико. Что поделаешь, служба наша такая, а порядки у иностранцев свои.

Получили телеграмму секретаря ЦК КПСС Куприянова Г.Н. об обслуживании воинских частей. Надо так надо, для этого мы и живем.

Интересные здесь цены: хлеб 1 кг – 150 р., брюки поношенные – 1000 р., часы – 2500 р., водка – 1400 р. 1 литр.

 

15. VII – ст.  Ямцы, 17.VII – Няндома,

18. VII – Коноша, 19. VII – Вожега

В Вожеге встретились с артистами русской драмы. Состоялась творческая встреча.

 

21 июля 1943. Вологда...

27 июля 1943. Ст. Сокол...

2 авг. – Вологда, 4 авг. – Шексна,

 5 авг. – Череповец...

Разъезды, отсутствие условий, где подчас приходилось выступать с концертами, не помешали артистам ансамбля донести тепло и надежду, как писали сами бойцы, «давали силы для скорейшего разгрома врага» (*5).

Среди артистов, способствовавших успеху таких выступлений, названы имена музыкантов, внесших большой вклад в становление карельской культуры: Тойво Вайненена,  Максима Гаврилова, Сиркки  Рикка,  Люции Теппонен, Милицы Кубли.

Долгожданная весть об освобождении Петрозаводска застала артистов в Архангельске.

29 июня 1944. Архбумстрой

В антракте между отделениями ведущий объявил: наши войска освободили Петрозаводск – столицу Карелии!

Зрительный зал аплодировал, скандировал слова приветствия. А публика и мы стоя аплодировали этой победе.

 

С 1942 по 1947 год при участии Милицы Николаевны Кубли прошло более 1000 концертов (*6).

 

 

Годы творческой зрелости

(1943–1973)

 

И я благодарна судьбе,

что мне предоставили

такую возможность – творить.

Милица Кубли

 

Одна из самых ярких страниц творчества М.Кубли приходится на период  с 1946 по 1961 год.  В учреждениях культуры республики на тот момент прошла очередная реорганизация, в 1952 году Милица Николаевна стала солисткой госфилармонии.

В то время благодаря радиотрансляциям аудитория певицы была многомиллионной. И это не просто слова (*7).

В одной из рецензий на концерт Милицы Кубли, который транслировался на всю страну, есть такие строки: «Справедливость требует признать, что нечасто можно услышать исполнение «Гадания Марфы» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, подобное тому, что было показано артисткой Милицей Кубли.

Секрет успеха в обаянии ее всемогущего голоса,  в интерпретации, которой она придерживается  в исполнении этой уникальной сцены, требующей от артистки такой эмоционально-художественной многогранности, которая является уделом очень и очень немногих».

Сложные оперные арии, красивейшие романсы, озорные песни – все приобретало неповторимое звучание в исполнении певицы. Когда звучал ее голос, в зале плакали…

Надолго запомнились публике романсы П.И.Чайковского «Нет, только тот, кто знал», М.А.Балакирева на стихи А. В. Кольцова «Обойми, поцелуй» (*8).

Одним из дорогих для М. Кубли номеров был романс Г. Н. Синисало на стихи А. А. Прокофьева «Березка». Его она исполняла и на гастролях в Архангельске еще в годы войны,  и в зале имени Чайковского, и на сцене Кремлевского Дворца съездов во время Декады карельского искусства и литературы, проходившей в 1959 г. в Москве.

Бабушка вспоминает такой случай: во время Недели  музыки и танца Карелии в 1946 году, когда «Кантеле» впервые выступал на сцене Зала имени П.И. Чайковского, на концерте должен был присутствовать Сталин. Артистам для поднятия духа дали по должностному окладу! Вождь, правда, так и не приехал… Зато ансамбль «Кантеле» выступил для ансамбля Игоря Моисеева, а моисеевцы  – для артистов «Кантеле».

Много лет певица исполняла романсы Зары Левиной (*9)  «Качайтесь, качайтесь, каштаны» и «Красивые глазки».

В рецензии на ее концерт по всесоюзному радио об исполненных романсах Левиной написано так: «Они подтвердили высокий класс исполнительского искусства М. Кубли. В ее лице нашли талантливого, чуткого толкователя, способного вдохнуть подлинную жизнь  в новое произведение».

Тесная творческая дружба связывала Милицу Николаевну с ленинградскими композиторами: Леонидом Вишкаревым, Натальей Леви. Романс «Бреду тропинкою лесной» Н. Леви посвятила Милице Кубли.

В репертуаре М. Кубли значительное место занимали произведения карельских композиторов Карла Раутио, Рувима Пергамента, Абрама Голланда.

Милица Николаевна пела и в трио, и в дуэтах: с  Сирккой Рикка,  с Люцией Теппонен.  С последней вместе с замечательной пианисткой Надеждой Вильчинской певицы подготовили программу дуэтов русских композиторов, и люди, даже не искушенные в музыке, с большим удовольствием слушали эти дуэты. (Сохранилась лишь одна запись из этой программы: А. Г. Рубинштейн «Пела, пела пташечка».)

Несмотря на многочисленные поездки по стране, самые дорогие встречи для певицы, может быть, не столь торжественные, были здесь, на карельской земле.  Слова «Артисты приехали!» в глубинке звучали не столь часто, одна из  таких поездок по республике состоялась у Милицы Николаевны с оркестром Римского-Корсакова. А затем последовала запись на радио. Шесть романсов этого творческого союза были записаны Ленинградской фирмой «Мелодия» и вошли в Золотой фонд телерадиовещания.

 

20 лет на сцене, часто в промороженных неприспособленных помещениях, а то и вовсе под открытым небом, подорвали здоровье талантливой певицы (*10). Однажды накануне концерта в приграничной воинской части голос у нее пропал.

А уже повсюду были развешаны афиши, деньги от концерта перечислены на счет филармонии... Артистка целый день пила горячее молоко с медом, глотала таблетки... Концерт состоялся. Он стал последним публичным выступлением солистки Милицы Кубли.

После нескольких месяцев вынужденного молчания, упорного лечения доктора вынесли певице приговор: выступления отменяются навсегда.

Не каждая звезда, привыкшая к сцене, к аплодисментам, к восхищению слушателей, способна безболезненно принять такой поворот судьбы. Милица не роптала на судьбу-злодейку...

Сцена ушла, но творчество осталось. Более десяти лет проработала Милица Николаевна в педагогическом училище.

Вспоминает учитель музыки гимназии №17 имени П.О. Коргана Людмила Александровна Косопалова, одна из первых выпускниц педагогического училища:

 

«Не сразу у нас пошли специальности. И когда нашу группу определили заниматься к Милице Николаевне, нам торжественно объявили:  заслуженная артистка Республики Карелия. Мы даже немного оробели. У нас тогда такое трепетное отношение было к человеку творческому, к артисту, нам казалось, что это человек необычный, отмеченный Богом.

Помню, как мы пришли на занятия по вокалу первый раз. Милица Николаевна что-то писала, а Мария Карловна (*11) сидела у фортепиано. И обе мягкие, приветливые. Словом, они вместе нам очень понравились, сразу расположили к себе.

Больше всего мне запомнились необыкновенные глаза Милицы Николаевны: она может и не говорить ничего, а взглядом все выразить. Причем лицо спокойное, серьезное, а глаза – живые, эмоциональные  –  выдают что-то другое.

Вначале мы пели что-то вместе.  Я уж даже не помню, как мы стали учиться извлекать звуки, но занятие это было очень увлекательное».

– С бабушкиных слов знаю, что уровень подготовки учащихся был довольно низким. Как она справлялась с этим?

– Опять же взгляд у нее при этом был какой-то очень интересный, приподнятый: ты сразу начинал стараться, все антеннки выпускать – что это значит, что еще надо сделать, как правильно извлекать звук.

 

Когда Милица Николаевна в первый раз запела (к сожалению, она уже не могла петь в полной мере, только низкие звуки у нее были), я увидела, что поток звуков льется на меня, что это какой-то звуковой объем...

С тех пор, когда хорошо поют, я понимаю, что человек ощущает, как он держит, управляет этим звуком.

И с детьми своими на уроках говорю про то же самое – про звуковой поток, что он имеет какой-то цвет, что мы ему форму придаем: и сузить можем, и уплотнить, и сделать широким, рассеять, сфокусировать – обо всем этом меня заставила задуматься Милица Николаевна, я это так поняла, и это во мне так осталось.

Милица Николаевна общалась с нами уважительно и просто, разговаривала по-доброму и всегда с улыбкой.

Часто к нам на уроки приходили педагоги,  тогда Милица Николаевна становилась приподнятой, строгой. Мы распевались. И не столько она говорила, сколько показывала, что это ответственный очень момент, требующий концентрации нашего внимания, умения – всего.

Вообще, специально она не шутила, но мы все равно понимали по выражению ее лица, по жестам, что в этом месте можно и посмеяться, без слов как-то.  Особенно ярко она могла изобразить кто как поет, попутно разбирая, что к чему. Сейчас это назвали бы мастер-классом...

А потом мы всё смотрели, сравнивали: нет, тех не так, как нас, учат – нас учат правильно. Практика показала, что наши наблюдения были верны. Пою до сих пор, а девушки, которые учились до меня, не поют уже давно: дыхания нет, да и связки не те уже...

Конечно, очень хорошо, что Милица Николаевна преподавала в педагогическом училище, потому что  после ее ухода, даже с молодыми, голосистыми педагогами, мы так уже не пели.

И вот что еще важно: ни Милица Николаевна, ни Леонид Андреевич (муж Милицы Николаевны, я занималась у него в училище по общему фортепиано и запомнила его как человека обходительного, мягкого, обаятельного) никогда не рассказывали, как бывает принято в артистической среде: я был там, общался с тем, то есть все о себе, о своих заслугах... Я не знаю, скромность это или  порядочность такая, не нужно им было никакой внешней шелухи.

Жалко, что, когда мы учились, не было в училище ни одного вечера, посвященного творчеству Милицы Николаевны (*12).  Если и узнавали о том, как она пела, какой был репертуар, то все по чьим-то обрывочным воспоминаниям...

И когда спустя уже много лет после окончания педучилища наконец я сама услышала запись по радио – я узнала этот голос, и такая радость и печаль охватили меня...

 

Гори, гори, моя звезда,

Гори, звезда приветная.

Ты у меня одна заветная;

Другой не будет никогда.

 

Звезда надежды благодатная,

Звезда любви волшебных дней.

Ты будешь вечно незакатная

В душе тоскующей моей.

 

 

То вдохновение, которое она несла в себе  и дарила своим общением, хранят люди – в нашей памяти она навсегда ласковая, нежная, искристая, обаятельная, справедливая, талантливая – живая.

 

 

 

Примечание

 

1  В тексте использованы материалы радиопередачи, приуроченной к 70-летию М.Н. Кубли; автор и ведущая – Эсфирь Борисовна Чернина – музыкальный редактор Карельского радио (1958–1986 гг.).

2  Синикка Генриховна Мальми (Костина) – актриса Государственного Национального театра Республики Карелия (1956–1988 гг.).

3 Максим Иванович Гаврилов (5.05.1919 – 7.11.1997) – музыкант-кантелист, танцор, постановщик танцев, заслуженный артист КАССР, заслуженный артист РСФСР;  автор книг и пособий, летописец ансамбля.

4 Геншафт Яков Моисеевич (4.09.1896–10.10.1946) – композитор, дирижер, музыковед, музыкальный критик, заслуженный артист Карело-Финской ССР, член Союза советских композиторов.

5  Константин Алексеевич Морозов / Карелия в годы Великой Отечественной войны// Карелия, 1983 г.

6  Анна Николаевна Минич / Кубли Милица Николаевна // Карелия: энциклопедия. В 3 т. Т. 2. К-П. – Петрозаводск, 2009. – С. 119.

7 Из материалов радиопередачи к 85-летию М.Н.Кубли, автор и ведущая Татьяна Михайловна Петрова – музыкальный редактор ГТРК «Карелия» (1967–1969 гг., 1979–2005 гг.).

8  Записи музыкальных произведений в исполнении М. Кубли хранятся в Национальном архиве Республики Карелия.

9  Зара Александровна Левина (1906–1976) – российская советская пианистка и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Первая скрипичная соната автора была записана Давидом Ойстрахом, пьесы для виолончели – Святославом Кнушевицким. Л. также является автором более 200 романсов. 

10  Галина Васильевна Сохнова – известный карельский, а ныне белгородский журналист  / «Певица Милица: голос так дивно звучал» // Карелия. – 2003. – 29 мая. – С. 7.

11  Рантала Мария Карловна – преподаватель музыки (специальное фортепиано) в Петрозаводском педагогическом училище № 1 (1948–1973 гг.).

12  Вечера, посвященные творчеству Милицы Николаевны Кубли, состоялись позже: в Выставочном зале Карельской  государственной  филармонии  в  2003  году  (к 85-летию певицы) и в 2007 году (вечер памяти, к 90-летию со дня рождения М.Н. Кубли).

Оба раза залы были полны, вечера получились теплыми и трогательными, в чем немалая заслуга друга семьи Ларисы Леонидовны Шицель.


 

В основе очерка лежат материалы семейного архива, собранные мужем М.Н. Кубли Леонидом Андреевичем Авериным.

 

Назад