Мы используем файлы cookie.
Во время посещения сайта журнала «Север» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Акция Архив
Стартовал молодежный конкурс «Северная звезда – 2025»
Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.
Позвоните нам
по телефону
− главный редактор, бухгалтерия
8 (814-2) 78-47-36
− факс
8 (814-2) 78-48-05
Миссия памяти
Юрий ЛИННИК, Книжная полка
Юрий ЛИННИК
г. Петрозаводск
Это алгоритм культуры: архаический обряд, вытесняемый новой верой, превращается в детскую игру, а величественные идолы, некогда внушавшие страх и трепет, необратимо понижаются в статусе до уровня игрушек.
Бесценные процессы!
Детство становится памятью культуры – это его неявная, но важнейшая миссия.
– Чур меня! – восклицает ребёнок, вовлечённый в игру.
Разве что этнограф сегодня скажет нам, что Чур – это древнее славянское божество: хранитель пограничий и меж.
Вырубался из дерева: отсюда – чурбан.
На круглый обрубок – плотник привносил в него антропоморфные черты – наносились знаки: как сугубо магические, так и чисто топографические.
Узнаёте один из прообразов тех изделий, которые вам являет Дмитрий Москин?
Удивительный мастер!
Он тоже работает на память культуры.
Идолы – порушены.
Игрушки, в которые переселились их души, – теперь и реликты, и раритеты: из обихода они ушли давным-давно.
Что делает Дмитрий Москин?
Он воскрешает мир северной игрушки – внове воссоздаёт его.
Поражают масштабы задачи, поставленной мастером: он максималист – он хочет воспроизвести всё, что уцелело.
Что значит: воспроизвести?
Отвечая на этот вопрос, мы затронем самое главное: какова природа дарования Москина – в чём его очевидная уникальность?
Нет, Дмитрий никак не копиист – хотя у большинства его игрушек имеются вполне определённые прототипы.
Конечно, и копирование – дело серьёзное.
Римские ваятели очень точно репродуцировали греческую пластику.
Это общеизвестно: многие оригиналы пропали – мы судим по ним на основе реплик.
При этом помним: первичное было тоньше, одухотворённей вторичного – налицо убывание художнической силы.
Дмитрий Москин не желает подобной регрессии в собственном опыте.
В конце концов, что вам мешает сделать гальванокопию с онежской куклы-панки?
Будет точь-в-точь!
Можно удовлетвориться и голограммой.
Такая буквалистика Дмитрия Москина не устраивает.
Вот замечательная особенность его работ: с одной стороны, им присуща абсолютная документальная достоверность – с другой стороны, перед нами безусловно творческие произведения.
Как достигается этот эффект?
Мы не ошибёмся, если скажем: это происходит благодаря способности мастера войти в душу простого крестьянина, вырезающего для своего дитяти деревянную игрушку.
Осип Мандельштам писал:
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет;
И снова скальд чужую песню сложит
И, как свою, ее произнесет.
Скальду – скальдово.
Диме – Димино.
Он восприемник и наследник народных умельцев.
Это генетическая связь, природа которой нам неизвестна – это неисповедимо.
Речь идёт не только о возобновлении забытых навыков – нет, проблема тут залегает гораздо глубже: вместе с игрушками Дмитрия Москина к нам возвращаются ключевые архетипы культуры – её основания.
За этими птицами, кониками, панками стоит могучая народная модель мира.
Крестьянский космос!
Он поражает своей устойчивостью – органичностью – красотой.
Внутри него протекала цельная и полновесная жизнь многих поколений.
Дмитрий Москин выполняет важнейшую культурную миссию: по Платону, это ana;unhdh – припоминание вечности. Именно вечности! Она почиет на северной деревянной игрушке – исследователи обращают внимание вот на какую её специфику: внеисторичность – надвременность – универсальность.
Схожие образы независимо возникали в разных культурах и эпохах.
Эта конвергенция тоже питает Дмитрия Москина. Своим панкам он задаёт общемировой контекст: мы видим их на фоне всей Ойкумены – рядом с различными ипостасями женской первобогини.
Связь с архетипами – это связь с вечным: без неё нет духовности.
Дмитрий Москин поддерживает эту связь.
Наработанное мастером – обширный музей.
Он и тут своеобычен: экспонаты для музея собирают – Дмитрий Москин создаёт их.
Кто-то по невежеству буркнет: новодел.
Нет, вечнодел!
Н.Ф. Фёдоров писал: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мёртвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями».
Эти слова со всем основанием можно отнести к феномену Дмитрия Москина.
***
Только что вышла отлично оформленная книга: Дмитрий Москин, Юрий Линник. Бабы, кони, птицы. Народные деревянные игрушки. Русский Север конца XIX–XX в. Петрозаводск, 2014.
Хотя я и являюсь одним из авторов, но думаю, что могу отдельно – вне жанра рецензии – сказать короткое слово о главном творце книги, встречая читателя на её пороге.
Дмитрий Москин выступает здесь и как дизайнер.
Найдено удачное решение: контрапункт деревянной игрушки и вышивки – зримо выявленный как смысловой, так и художественный параллелизм между ними.
Свой талант Дмитрий Москин поставил на служение Русскому Северу.