Акция Архив

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2024 год стали Филипп Резников (г. Москва), Ольга Гусева (г. Петрозаводск), Татьяна Ушакова (г. Петрозаводск).

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 03-04, стр. 156

Сохранять завещанное

Иван РОГОЩЕНКОВ, Дискуссионный клуб


 

Иван РОГОЩЕНКОВ

Петрозаводск

 

СОХРАНЯТЬ ЗАВЕЩАННОЕ

 

Посвящаю внучке Наташе, воскресившей во мне память детства

 

«Единство духа в союзе мира».

                                     Апостол Павел

 

«Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое,

величайшее из всех наших исторических дел,

потому что оно в полном смысле дело народное...»

                             Иван Забелин. «Минин и Пожарский»

 

Ополчение Нижнего Новгорода в 1612 году проявило себя удивительно: единство народное исключило всякую возможность классовой борьбы в любых ее формах: бедные составили ядро ополчения, богатые вооружили, одели и накормили ратников, военное сословие возглавило движение. Ополчение изгнало из Москвы польских интервентов, пала так называемая Семибоярщина – правительство семи знатнейших бояр польской ориентации. Восстановлена русская государственность. Православная Церковь избавлена от посягательства римского католичества, следствие – согласие Церкви и государства, ибо победа народного ополчения состоялась в день празднования иконы Казанской Божией Матери. Великая земская дума, согласив разногласия, избрала Михаила Романова на царство (1613 год). Духовное единство народное возродило Россию. Здесь исходный пункт и программа для жизни и развития страны в новое время. Вот смысл установленного праздника 4 ноября, его истинные исторические основы.

И еще: возвращение к вере лучших умов и сердец Отчизны. В первой половине шестнадцатого века старец Филофей писал: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в одном царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать»1. В этих словах имеется в виду не становление Российской империи, ибо старец Филофей далее пишет: «Рим – весь мир». Что это значит? Когда Римская империя приняла христианство, тогда Рим стал христианским миром. Россия, крестившись, вошла в этот мир. Но христианский мир распался на католичество и протестантство, только Москва осталась верна изначальному христианскому Риму-миру, она единственная наследница православия, а не римской государственности. Духовное наследие шестнадцатого века победоносно проявилось в народном мировоззрении и деяниях семнадцатого века. Вот что мы празднуем 4 ноября и потому празднуем, что только путь, указанный историей, подвигом ополчения Нижнего Новгорода обещает будущее России. Другого пути у нее нет. Принять и эту истину, и откровение о народном ополчении историка старомосковской цивилизации Ивана Забелина можно познавательной доверчивостью или смирением ребенка, о чем сказано в Евангелии. Или с полным сознанием ничтожности политических и экономических теорий для жизни духа, как Николай Гумилев: «Я, носитель мысли великой, не могу, не могу умереть». Что это за мысль? Вот она:

 

Я – угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во мгле.

Я возревновал о славе Отчей

Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо

Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,

Стены Нового Иерусалима

На полях моей родной страны.

                                                        («Память»)

 

Что же нас толкает на перепутья? Три идеологии, все они – создания рассудка.

Первая – миф о совершенстве и универсальности американской демократии. Заглянем в мировую историю. Демократию в античном мире представляла Греция. Политическое ее лицо – собрание самостоятельных независимых городов-государств. Единство их основывалось на поклонении красоте, о чем неоспоримо свидетельствует вся древнегреческая культура. Римская империя поклонялась силе военной и промышленной, ее государственный руководящий принцип – разделяй и властвуй над разрозненными народами и странами.

Что такое современные Соединенные Штаты Америки? Штаты имеют некоторую реальную независимость, но не для их самобытного развития, а для того, чтобы разрозненными единицами удобнее управлять. Разнообразие религиозных, философских, общественных, национальных движений допускается с той же целью. Американская демократия – не подражание греческой, но, как это ни странно звучит, слепок с Римской империи: поклонение военной и экономической мощи, исповедание принципа «разделяй и властвуй». Сергей Есенин за парадной внешностью американской демократии разглядел ее изнанку, ее сущность: «Железный Миргород» – вот что такое Америка: желание и неуклонное стремление к железной власти над миром2, а речи о свободе и правах – только игра слов. Власть Америки над Европой грозит Европе катастрофой, – свидетельствуют террористические акты в Париже (ноябрь 2015 года). Иеромонах Роман еще в 2005 году предвидел подобное:

 

Нам от чужих ошибок мало толку,

И Косово – нагляднейший пример,

Как попустительство выходит боком,

Но Запад – всем известный лицемер.

Игра в права – удавка для Парижа,

И убежден, не только для него,

Не удивлюсь, коль в будущем увижу

Не La France,, а край Le Kosowo.

 

Вторая идеология – мифическое толкование богоизбранности. Дмитрий Цвибель в интервью Дмитрию Свинцову в газете «Мой Петрозаводск»3 утверждает: «Бог сделал евреев избранным народом. Но не потому, что он лучший, просто согласно договору с ним через евреев идет в мир слово Божие». Убедительно? Нет, выдается желаемое за действительное. В религиях, исповедующих единобожие (христианство, иудаизм, ислам), Бог-Творец и Его творения, говоря современным языком, неравноправны, потому договор невозможен между Богом и Его творениями, Бог полагает между Собой и верующим народом завет, это совсем другое, чем договор (Ветхий Завет, Новый Завет в христианстве). Библейская энциклопедия понимает «завет» как «союз», но отнюдь не договор. «Завет Бога с Авраамом и связанные с ним обетования составляют наследственную принадлежность только тех людей, которые руководствовались в пришествие Спасителя, Избавителя»4, то есть Иисуса Христа.

Повествования о древней истории евреев в Новом Завете – очистительные искушения народа, уклоняющегося в язычество, основаны на Книге Бытия5.

И еще: первыми христианами были евреи, те, кто оставался верен иудаизму, вели жестокую борьбу с евреями-христианами. Потому апостол Павел ушел к язычникам проповедовать Иисуса Христа. Какую часть еврейского народа («малое стадо» по Священному Писанию) избрал Бог? Или весь народ? Христианство победило мир, а исповедники иудаизма рассеяны по миру, – и только после двух мировых войн появилось вновь еврейское государство. Случайность?

Третья идеология безбожия: человек – мера всех вещей, а человечество, вооруженное марксистской теорией, – само божество и по своей воле изменяет ход истории. Отсюда – личное мнение Валерия Шоттуева: «Ленин всегда молодой и новый Октябрь впереди»6. Ожидать повторения октября 1917 года в современной России? Что это? Мальчишество или нечто еще более худшее?

Кризис идей Октября понял прозорливый поэт уже в 20–30-х годах. Сергей Клычков писал:

 

Мы отошли с путей природы

И потеряли вехи звезд...

Они ж плывут из года в годы

И не меняют мест!

Наш путь – железная дорога,

И нет ни троп уж, ни дорог,

Где человек бы встретил Бога

И человека – Бог!7

 

Но вполне и многими осознан этот кризис в 1942 году. Пропагандируемый социалистический патриотизм оказался не в состоянии противостоять германскому нашествию. Пришлось вспомнить исторический русский патриотизм и возродить хотя бы вещественные приметы прошлого: дореволюционные воинские звания, военную форму и другое. Учредить ордена не только Суворова и Кутузова, но и Александра Невского, признанного Православной Церковью святым. И Церковь получила некоторую свободу, обрела Патриарха. В духе времени обращение Александра Твардовского к соотечественникам: «Сколько лет живем на свете? Тыщу?.. Больше! То-то, брат!»

Первая мировая война окончилась для России катастрофой, ибо либеральная и революционная интеллигенция разрушила единство народа, а в Отечественную войну такой интеллигенции не было. Сейчас ее опять много.

Какое значение идеологий, мешающих нам закрепиться на истинном и единственном пути в будущее? «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18:7). Святитель Лука Крымский пишет: «Бог, даровавший человеку свободу воли, не мешает грешнику укорениться в своей греховности и ожесточиться против Бога под влиянием Сатаны… Надо, чтобы в мире рядом со святыми, кто возлюбил Христа, были нечестивые и богохульники. Зачем? По великому закону противоположности, ибо этот закон царит во всем: свет и тьма, холод и тепло, добро и зло, тишина и буря. Этот закон противоположности необходим и в приложении к нравственной жизни человечества. Для нас, возлюбивших Христа и видящих, что творят грешники, как Господь наказывает их, как ужасен суд их, это необходимо, чтобы ужаснулись мы, чтобы отвратили сердце свое от их пути, чтобы всецело обратились ко Христу и шли за Ним»8.

Добавим к сказанному святителем: в России явно просматриваются времена Божьего посещения. Одно из них – 1612 год, ополчение Минина и Пожарского. Нам дарована свобода узнавать и понимать такие времена, помнить о них, усваивать исторические уроки и использовать в суматохах теперешнего века.

Ду,ши человеческие нисходят в преходящую, временную плоть из Вечности, свидетельствует Лермонтов («Ангел»):

 

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

 

Душа поселилась в твореньи земном,

Но чужд был ей мир. Об одном

Она все мечтала: о звуках святых,

Не помня значения их.

 

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.9

 

Потому ребенок долго не может привыкнуть к земному времени, к его движениям и делениям на части. Михаил Пришвин в дневниках завещал эту чистую, неземную часть души ребенка бережно сохранять каждому взрослому, особенно поэту. О художниках слова Алексей Константинович Толстой сказал: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку». Творческое вдохновение – свет небесный.

В смутном времени Иван Забелин10 осознает кризис духовный, религиозно-нравственный, а знаменитые наши историки прежде всего – экономический или политический. Мудрость старомосковской цивилизации еще понадобится нам. Митрополит Константин (Горянов) в наши дни объясняет, почему: «Через религию человек всеми силами пробует выстроить мост над пропастью между посюсторонним и потусторонним, между видимым и невидимым, между чувственным и сверхчувственным, чтобы стало возможным органическое единство этого мира с иным. Через религию человек пытается найти свое равновесие во Вселенной, чтобы не переоценить потустороннее в ущерб посюстороннему и, наоборот, посюстороннее в ущерб потустороннему. Это не нечто неестественное, а, напротив, составляющее саму сущность человека»11.

Так просто и так сильно выражена истина о вере человека в Бога. Евангелие учит мужеству и терпению, свидетельствуя, что Иисус Христос выстрадал два креста. Первый – это Боговоплощение: став человеком, Бог истощил Себя для проповеди Царства Небесного. Второй – Голгофа: на нем Господь утвердил истинность и силу проповеди о Царстве Божием.

Чем озабочены современные искусства? Помнит ли литература, что «...осиянно только слово средь земных тревог, и в Евангелии от Иоанна сказано, что слово это – Бог» (Николай Гумилев). Театральные и киношные режиссеры, не обладающие живой творческой силой, паразитируют на классике, искажая и уродуя ее, называя это новым прочтением. Образы, создаваемые живописью, скульптурой и архитектурой, здоровому душевно и духовно человеку могут присниться только в кошмарном сне. Зараза эта не пощадила детские мультики, населив их маленькими уродцами. Фантазии о Чебурашке и крокодиле Гене кажутся потерянным раем. Куда ведет повальное увлечение уродством?

Бог даровал человеку свободу, одновременно установил заповедь – Завет, как праведно жить. Человек, свободно приняв и исполнив заповедь – Завет Божий, или, как учит святитель Лука Крымский, Евангельские заповеди, заповеди Сына Человеческого и Сына Божьего, достоин Царства Божьего.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

1   Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. Москва. Художественная литература, 1984, с. 452-453.

2   Сергей Есенин. Собрание сочинений в пяти томах. Художественная литература, Москва, т.4, 1967, с. 158-169.

3   Газета «Мой Петрозаводск», 23-26 января 2013 г.

4   О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Издание Московской Патриархии. 1991, с. 109.

5   Святитель Филарет, митрополит Московский. Толкование на Книгу Бытия. Лепта-Пресс, Москва, 2004.

6   Газета «Ленинская правда», 29 октября 2015 г.

7   Сергей Клычков. Стихотворения. Москва, Советская Россия, Сост. С.И. Субботин, 1991, с. 313.

8   Алфавит духовный. По творениям святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Православное братство апостола Иоанна Богослова. Москва, 2014, с. 342-343.

9   Полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова в 4-х томах. С.-Петербург, издание А.Ф. Маркса, 1891, т. 1, с. 3.

10   Иван Забелин. «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время». АГРАФ. Москва, 1999.

11   Архиепископ Константин (Горянов) «И познаете истину». Изд. Дом «Родная Ладога». С.-Петербург, 2001, с. 30.

 

Назад