Акция Архив

Литературная студия при журнале "Север"

Литературная студия при журнале "Север"

С 1 октября 2013 г. при журнале «Север» работает литературная студия для начинающих авторов

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05

Free counters!

sever2008.7 8

Заказать

Cодержание

7-8

В летнем номере журнала, как и в предыдущем, в рубрике «Проза» представлено довольно много авторов - целых семь. Это объясняется малой формой опубликованных произведений: три небольшие повести, а остальное - рассказы. Не важно, по какой причине так получилось, я вижу в этом тонкий редакторский ход. Ведь лето на дворе, а значит, много дел и соблазнов во внешнем  мире - дачи, поездки на моря и к родственникам, грибы-ягоды, шашлыки на природе и в кафешках и т.д. и т.п. А когда вокруг так много всего и сразу, то гораздо легче читать то, что можно проглотить в один присест. Другое дело, долгие зимние вечера, которые будто специально созданы для чтения романов.

Ну, и еще - это добавляет разнообразие «Северу», ибо постоянная публикация романных «кирпичей» может легко вызвать у читателей ощущение тяжеловесной монотонности.

В повести лауреата журнала «Нева» за лучшую публикацию 2007 года Владимира Жукова «Изгнанник с Альбрехтштрассе» главным героем является чрезвычайный и полномочный посол Украины в Германии Андрей Вареник, до посольства - успешный бизнесмен. Он вызывает симпатию своим незаурядным и трезвым умом, непредвзятым суждением о подоплеке политических и экономических событий государственного масштаба. А сюжет повести с элементами детектива разворачивается на фоне большой политики современной Европы. Очень интересно читать и о жизни посольства, и о политических интригах.

Повесть Людмилы Евграфовой «Тень Гамаюна» посвящена начальнику археологической экспедиции в Старой Ладоге профессору Анатолию Кирпичникову. Герой Николай Боголюбов тоже археолог. Он пытается проследить свою генеалогическую линию, полагая, что является потомком князя Андрея Боголюбского - внука Владимира Мономаха и сына Юрия Долгорукова. И судьба совершенно неожиданно, чуть ли не мистически, сталкивает его с Алиной Гридневой (попала под колеса его автомобиля), которая в итоге оказывается Рюриковичной, поскольку ее род восходит к внучке Андрея Боголюбского. Установить истину помогли древние амулеты с изображением птицы Гамаюн, один из которых передавался в семье Алины от матери к дочери на протяжении веков.

В «Антологии литература Карелии» представлены стихи Алексея Авдышева и два рассказа Раисы Мустонен «Большая белолобая любовь Любы Белолюбовой» и «Люболь». Если рассказы Мустонен соответствуют названиям в прямом смысле, то есть про любовь ту самую и даже в чем-то безумную, то половина стихов Авдышева, ушедшего от нас в 1997 году, в основном тоже про любовь, но к своему краю - к Заонежью. Вторая половина - четверостишья, написанные в перестроечные и постперестроечные годы с болью осмысления нового времени.

Алексею Авдышеву посвящен еще один материал номера - статья Евгения Калинина «Север гравюрный». Авдышев был еще и талантливым художником. Обе публикации связаны приведенными Калининым словами поэта: «Все реже обращается Алексей Иванович к графике. "Стихи идут! - почти оправдывался он. - А когда они идут, для меня, пусть все обижаются, никто и ничто не существует". Стихи, впрочем, шли у него постоянно. Как ни ревновали его к поэзии ценители его графического дарования, причина, и в самом деле, была уважительной...»

И еще о поэзии. Среди поэтов номера выделил бы подборку «Твердь земная и пропасть небес...» давнего автора «Севера» Александра Логинова, живущего в Каргополе: всегда радостно видеть руку мастера. Также должны обратить на себя внимание стихи петрозаводского журналиста Вениамина Слепкова, дебютирующего в журнале.

В рубрике «Личный архив» сразу две публикации, одна из которых растянется на несколько номеров. Это книга воспоминаний Александра Ковалева «Там, на холме под солнцем...». Александр Ковалев с большим успехом реализовал два творческих начала в себе: научно-техническое и литературное. Он доктор технических наук, профессор и академик Петровской академии наук и искусств. И в то же время автор многих поэтических книг, активно работающий со словом до сих пор. Первая часть воспоминаний посвящена детству. Текст сопровождают стихи, посвященные тем или иным моментам этого периода жизни поэта.

«С другой стороны» в этот раз смотрит в прошлом петрозаводчанин, но вот уже десять лет живущий в Турку журналист и поэт Андрей Карпин. Его зарисовки о Финляндии «Финский пазл, или как я обживался на берегу Балтики» разбиты на главки, названные палами. И автор объясняет, почему так: «Начну складывать своеобразный финский пазл из  впечатлений разных лет: может быть, и получится цельная картинка. Кстати, игра по собиранию пазлов в Суоми называется «палапели». От слова «пала» - кусок. А переводится как головоломка». Повествование легкое: достаточно информативное, чаще лирическое, а житейские ситуации и проблемы изложены так, что наверняка будут интересны и тем, кто бывал в Финляндии, и тем, кто с трудом найдет ее на карте.

Не забыты в этом номере и дети. В рубрике «Монпансье» их ожидают истории из книги «Школа снеговиков», открывающей серию «Дед Мороз из Дедморозовки» известного детского писателя и поэта Андрея Усачева. Публикацию предваряет интервью с автором Анны Матасовой. Можно долго представлять Усачева, но скажу только, что в России вышло более 100 книг писателя.

В центре внимания рубрики «Милая малая родина» в этот раз оказался Беломорск. Из очерка Константина Гнетнева «Сорока - Беломорск: в океане живой истории Отечества» неискушенный в истории Севера России читатель может узнать, что старинное поморское село Сорока и районный городок Беломорск - два географических названия одного русского поселения на Поморском берегу Белого моря. И что «где-то тут, на месте нынешних серых и неухоженных домов по берегам речного устья в 1428-1429 году служил («подвизался») при Троицкой церкви монах из Тотьмы Герман. Здесь встретился с другим монахом, братом Савватием. <...> В селении Сорока Герман и Савватий добыли у рыбаков поморскую лодку-карбас и договорились вместе добираться через Белое море, на дикий необжитой остров Соловец. <...> Именно сюда, в Сороку, спустя недолгое время, пришел из богатого заонежского села Толвуя монах Зосима. Здесь он услышал рассказ брата Германа об острове Соловецком, о Савватии и его мечтах об устроении островного монастыря в отдалении от суетного и неверного мира».

И они, Соловецкие чудотворцы, создали монастырь, значение которого в истории и духовной жизни нашей Родины трудно переоценить.

Гнетнев заявляет: «Культура - это то, что делает народ народом, что скрепляет поколения ныне живущих с теми, кто был прежде. Без сохранения культуры, в том числе, материальной, мы превратимся в перекати-поле, в стадо. Применительно к Поморью это качество особенно важно. Культура единственное, что еще держит этот благословенный край, в котором разрушена экономика, отсутствует всякая социальная инфраструктура, где люди полностью предоставлены сами себе».

Эта цитата - лейтмотив очерка, и она прекрасно объясняет, почему Константин Гнетнев очень много внимания в тексте уделил постройке новой церкви в Беломорске и художнику Сергею Зайцеву, который ее расписывал, а также другим культурным явлениям и ценностям этого города.

Надеюсь, дорогие реальные и потенциальные читатели, вы понимаете, что в кратком обзоре невозможно рассказать обо всех произведениях номера. И очень сложно дать всестороннюю оценку любого из них, поскольку все тексты многоплановые, со своими достоинствами и особенностями. Так что вам остается одно - брать в руки (выписывать) журнал и читать. Уверен, каждый в нем найдет для себя много интересного и увлекательного.

Назад